Почему не нужно бояться домашнего обучения

Почему не нужно бояться домашнего обучения

Почему не нужно бояться домашнего обучения

Российскую систему школьного образования ругают с одних трибун и превозносят с других.

Стороны приводят в доказательство внушительную статистику и трясут результатами исследований и новейших многоступенчатых тестов. Споры не утихают, и невозможно отделить правых от виноватых.

До определенного момента — пока твой ребенок не приходит из школы в слезах. Все показатели, рейтинги и громкие заявления теряют силу.

Хорошо, если проблема в конкретном учреждении, которое легко сменить. Хуже, когда это уже не первая школа, и становится понятно — дело в системе.

В переломный момент родители задумываются о семейном образовании, но часто не решаются на этот шаг — слишком много рисков. Специалисты портала InternetUrok.ru рассказали, так ли рискованно домашнее обучение на самом деле.

Хоумскулинг — выбор экспериментаторов или знатоков?

В России семейное образование только начинает набирать силу — движению, которое называют «хоумскулинг», в нашей стране всего 30 лет.

При этом в последние годы на домашнее обучение перешли только 100 000 семей. Этого мало, чтобы создать информационное пространство, где родители могут делиться опытом и находить ценные советы.

В итоге о семейном образовании практически никто ничего не знает. Не удивительно, что хоумскулинг оброс мифами, как овцебык шерстью — за ней не понять, что это за зверь такой и можно ли к нему приближаться.

К счастью, недостаток информации — всего лишь вопрос времени.

За рубежом давно распробовали хоумскулинг. Например, в США на домашнем образовании более 1,5 миллиона детей. За 60 лет развития движения американские семьи прошли через множество проб и ошибок, поделились друг с другом опытом, и хоумскулинг стал понятной и адекватной альтернативой школьному обучению.

Сегодня домашнее образование в России находится на условном этапе «знакомства». Чтобы на него перейти, действительно нужны смелость и готовность пробовать новое, но не менее важно — избавиться от беспочвенных страхов перед хоумскулингом.

Страх 1. Домашнее образование не дает социализации

Первое, что приходит на ум, когда слышишь о хоумскулинге: ребенок сидит в комнате с мамой и изучает предметы — безвылазно.

Такая картина возмущает: «Общаясь только с родителями, ребенок не получит социализацию! Лучше оставить его в школе, где он научится взаимодействовать с обществом».

Тут надо поставить на паузу эмоции и задать себе вопрос: а про что она, эта социализация? Если верить словарям, главная задача этого процесса — изучить принятые в обществе нормы и стать его полноправным членом. Учит ли этому школа на самом деле? Какие нормы усваивает ребенок? Видит ли он себя полноправным членом общества? Вряд ли.

Правда в том, что позиция стандартной школы — всегда позиция силы. Ребенка делают удобным для обучения в массовом порядке: не задавай лишних вопросов, не спорь, делай то, что говорят. Это конвейерный подход.

И его можно объяснить: детей в классе много, время урока ограничено, невозможно вести дискуссии с каждым учеником — необходимо выполнить установленную «сверху» программу. Таким образом, ребенок учится отмалчиваться, подстраиваться, слушаться других и не слышать себя. Социализация сомнительная.

Такой подход годится для армии, но не работает, если вы хотите вырастить свободную личность.

При этом все понимают, как много зависит от учителя. Достаточно одного неграмотного преподавателя, чтобы затравить школьника и вырастить у него букет комплексов. Так случайный человек имеет все возможности, чтобы травмировать вашего ребенка.

Известная противница школ, теле- и радиоведущая, общественный деятель Татьяна Лазарева, перевела на домашнее образование сына и дочь.

В своих интервью она рассказывает, что отказалась от школы из-за бытового насилия и неуважительного отношения к детям.

Татьяна считает, что школа, используя только страх в мотивации к учебе, уничтожает в ребенке личность и не дает раскрыться его индивидуальности.

Домашнее образование, напротив, идет от ребенка. Под него настраивается программа, способ подачи материала, темп и нагрузка.

В итоге ребенок осознает свою значимость, учится прислушиваться к себе и привыкает к тому, что его слышат окружающие. Такие дети растут свободными от ярлыков и страха перед людьми «власть имущими».

Они учатся диалогу и конструктивному взаимодействию — в противовес бунту и отмалчиванию в школе.

Страх 2. У ребенка не будет друзей

Родители, у которых большая часть друзей осталась именно со школы, боятся обречь своего ребенка на одиночество. Однако хоумскулеры давно решили этот вопрос.

При грамотно построенном домашнем образовании дети посещают дополнительные курсы, кружки, спортивные секции, музеи, парки и гуляют во дворе и на даче с другими ребятами.

Таким образом, ребенок общается с детьми, близкими по интересам, а также учится взаимодействию в разных коллективах. А это опять же социализация.

Опытные хоумскулеры советуют родителям включаться в знакомства: если ваш ребенок с кем-то подружился — обменяйтесь телефонами со взрослыми. В дальнейшем можно договориться ездить друг к другу в гости и вместе выбираться на прогулки и культурные мероприятия.

Третий вариант — найти друзей среди единомышленников. Хоумскулеры часто объединяются для совместного обучения и времяпрепровождения. Общение с подобными детьми на семейном обучении также будет полезно для ребенка.

Страх 3. Ребенок не получит достаточно знаний

Среди хоумскулеров есть родители, в одиночку обучающие детей. Они следуют программе школы или отклоняются от нее по своему усмотрению, при этом сами занимаются с ребенком и все ему объясняют.

Но не все родители готовы к таким подвигам — многие считают, что не смогут объяснить материал так глубоко, как хороший учитель.

Это нормальное опасение и решаемый вопрос: можно нанять репетитора или обучаться через онлайн-школы. В этом случае главная задача родителей — организовать среду, где ребенок будет свободно и с радостью познавать мир.

Часто на домашнем образовании дети начинают учиться сами. В них снова возникает жажда знаний. Такой процесс называется «расшколиванием». Ребенок понимает, что теперь ему не нужно обучаться из-под палки, он раскрывается и тянется к знаниям сам. Потому что для детей это естественно.

Школа убивает любопытство ребенка. Насильно и в скучной форме в детей закладывают информацию, никак не привязывая ее к жизни. Вспомните свою школу.

Скажете ли вы сегодня, что такое горение? Объясните ли работу великого закона сохранения энергии, когда поворотом ключа запускаете автомобиль? Ответите ли на вопрос: «Почему, если все люди генетически близки, некоторые сообщества столь отсталы?» Школьные знания, как растения без корней — просто не держатся в голове.

Так чего же бояться больше — школьного или семейного образования? Каждый ответит на это сам. Мы подведем итоги: цена, которую платит ребенок за возможность быть в системе — любопытство, индивидуальность и самоуважение. Стоит ли оно того? Решать вам.

Источник: kleo.ru

Источник: https://4dating.ru/deti/pochemy-ne-nyjno-boiatsia-domashnego-obycheniia.html

Почему не нужно бояться домашнего обучения | Женский Журнал

Почему не нужно бояться домашнего обучения

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Российскую систему школьного образования ругают с одних трибун и превозносят с других.

Стороны приводят в доказательство внушительную статистику и трясут результатами исследований и новейших многоступенчатых тестов. Споры не утихают, и невозможно отделить правых от виноватых.

До определенного момента — пока твой ребенок не приходит из школы в слезах. Все показатели, рейтинги и громкие заявления теряют силу.

123RF/Jennifer Huls

Хорошо, если проблема в конкретном учреждении, которое легко сменить. Хуже, когда это уже не первая школа, и становится понятно — дело в системе.

В переломный момент родители задумываются о семейном образовании, но часто не решаются на этот шаг — слишком много рисков. Специалисты портала InternetUrok.ru рассказали, так ли рискованно домашнее обучение на самом деле.

Домашнее обучение: за и против — Психологос

Почему не нужно бояться домашнего обучения

Уважаемые коллеги! Друзья и родители!Вопрос о домашнем обучении — важный и неоднозначный. У него множество ярых сторонников и столько же ярых противников.

На этой странице мы предлагаем вам возможность высказать свое мнение и ознакомиться с мнением другой стороны. Свое мнение пишите в х.

Как и везде на Психологосе, модерация будет, поэтому лучше сразу пишите не категорично, а конструктивно и с уважением к другому мнению. Сделаем обсуждение разумным!

А началу обсуждения пусть положит яркая статья Ксении Подоровой «Домашнее обучение». Отрывки оттуда:

Ксения Подорова

В мое время всех первоклассников еще «автоматически» зачисляли в октябрята, а потом начинали взывать к их «октябрятской совести» и т.д.

К концу первого класса мой сын сообразил, что его никто не спрашивал, хочет ли он быть октябренком. Он начал задавать мне вопросы.

А после летних каникул (в начале второго класса) объявил учительнице, что он «выходит из октябрят». В школе началась паника.

Дома мы с сыном довольно часто рассказывали друг другу о своих новостях (по принципу «что у меня сегодня было интересного»). И я стала замечать, что в его рассказах о школе слишком часто упоминаются ситуации такого типа: «Я сегодня такую интересную книгу начал читать — на математике».

Или: «Я сегодня начал писать партитуру моей новой симфонии — на истории». Или: «А Петя, оказывается, здорово в шахматы играет — мы с ним на географии пару партий успели сыграть». Я задумалась: а для чего он вообще ходит в школу? Учиться? Но на уроках он занимается совершенно другими делами.

Общаться? Но это можно и вне школы делать.

У нормального ребенка, помимо одноклассников, обычно есть еще много других знакомых: живущих в соседнем доме, приходящих в гости со своими родителями, найденных там, где ребенок занимался каким-то интересным делом…

Если ребенку хочется общаться, он найдет себе приятелей независимо от того, ходит ли он в школу. А если он не хочет, значит, и не надо.

Наоборот, надо радоваться тому, что ему никто не навязывает общения, когда он ощущает потребность «уйти в себя».

Общение дома обычно бывает более полноценным, чем в школе. Ребенок привыкает свободно обсуждать любые темы, выражать свои мысли, обдумывать мысли собеседника, соглашаться с ними или возражать, подбирать весомые аргументы в споре…

Дома ему часто приходится общаться с теми, кто старше его и общаться «умеет» лучше, качественнее, полноценнее. И ребенку приходится «подтягиваться» до уровня нормального взрослого общения.

Он привыкает уважать собеседника и строить диалог в зависимости от ситуации…

Когда я говорю, что никто с моими детьми не «сидит», делая вместе с ними «уроки», мне просто не верят. Думают, что это бравада.

Однако я уверена, что у любого нормального ребенка есть тяга к знаниям (вспомните: ему с первых лет жизни интересно, сколько ног у крокодила, почему страус не летает, из чего сделан лед, куда летят тучи, ведь это именно то, что он мог бы узнать из школьных учебников, если бы воспринимал их просто как «книги»).

Но когда он идет в школу, там эту тягу начинают медленно, но верно убивать. Вместо знаний ему навязывают умение отсчитать нужное число клеточек от левого края тетради. В школе знания, если и усваиваются, то ВОПРЕКИ системе обучения. А дома они усваиваются легко и без напряжения.

В процессе домашнего обучения мы поняли, что ребенок может 10 месяцев в году иметь «каникулы» (т.е.

делать то, что ему действительно интересно), а за 2 месяца проходить программу очередного класса и сдавать необходимые экзамены.

И еще одно наблюдение: человек, который не просидел 10 лет на школьной скамье, заметно отличается от других. Есть в нем что-то такое… Как сказала одна учительница про моего ребенка — «патологическое чувство свободы».

Елена Чуевская

1. Как я Вас понимаю!

Несколько лет назад подписалась бы под каждым словом статьи.

Домашнее обучение? Да! Спасем деток от школы! Домашние роды? Да! Спасем мамочек от казенного роддома, злых санитарок и врачей, которые могут ошибиться! Отказ от прививок? Да! Защитим наших малышей от проникновения ядовитых вакцин!
Сейчас я бы уже не стала бы с такой радостью и уверенностью «ломать стереотипы» и «противостоять системе». Сижу, задумавшись.

2. О чем думаю?

Думаю о том, что подходит домашнее обучение далеко не всем родителям и детям. Родители должны быть очень мудрыми и ответственными. Уметь организовать и себя, и детей. А много ли среди нас таких? Предположим, мои знакомые решили перейти на домашнее обучение. Они рассказывают мне, на какой срок они приняли такое решение и почему.

Знаю, что у них есть план обучения и контроля за результатами. Их дети (среднего школьного возраста) радуются, что смогут успевать и на бассейн, и на шахматы, и на уроки программирования. Мама не работает и наслаждается возможностью дарить своим детям знания и открывать мир. За эту семью я спокойна. Может быть и другой случай.

Допустим, я услышу, что ребенка хотят «спасти от перемалывающей Личность школьной системы», вспоминают, «какой стресс мы испытывали от насмешек одноклассников и какую скуку на экскурсии с классом», недоумевают, «для чего мы учили про инфузорию-туфельку?! Она ни разу в жизни не пригодилась! Умение решать уравнения в магазине тоже не нужны — мы используем четыре арифметических действия!» При этом, дети ликуют: «Ура! Не нужно ходить в школу!»

Друзья, я буду всерьез огорчена. На мой взгляд, это не те доводы, которыми оперируют разумные люди. А между тем, подобных аргументов множество на форумах сторонников домашнего обучения.

3. Подойдем к вопросу обдуманно.

Вопрос о последствиях домашнего обучения я не исследовала, поэтому только высказываю свое сомнение. Прошу родителей-энтузиастов взвесить все еще раз, поговорить с теми, кто прошел домашнее обучение. А также с теми, кто пробовал и отказался от такой формы получения знаний.

Важно! Школьная система дает не только знания! Хорошо продумайте, как будет социализироваться ребенок на домашнем обучении.

Лично я, переведя ребенка учиться дома, время от времени обращалась бы с ним к хорошему психологу, чтобы оценить степень психической зрелости и социализации.

4. Взгляд с четвертой позиции восприятия («Системный взгляд»).

Небольшое, но важное по смыслу отступление: я «за» прививки. Доводы тех, кто против, насколько я их понимаю: вакцинация может наносить вред; обязательная вакцинация нарушает права человека. С точки зрения ребенка и родителя вакцинация может быть не нужна. Ситуация вокруг более-менее благоприятная.

«Ну где вы видели ту оспу и полиомиелит??! Мама отказывается от прививки для своих троих детей — и они растут здоровыми! Очень хорошо! Прививка была не нужна!» Системный взгляд на этот вопрос иной. Когда таких грамотных мамочек, которые пишут отказы, становится много, эпидемиологическая ситуация меняется. Уже «побежденные» оспа и дифтерия могут вернуться.

Только охват населения прививками (более 70%) может гарантировать здоровье широкого круга людей. Согласно заключению экспертов Всемирной организации здравоохранения, большинство доводов антивакцинаторов не подтверждаются научными данными и характеризуются как «тревожное и опасное заблуждение». Пишу об этом по двум причинам. Первое.

Автор упомянула отсутствие прививок как один из плюсов домашнего обучения. Выступлю как представитель сторонников другой точки зрения. Вторая причина — главная. В идеале наш взгляд на ситуацию должен быть системным. Школа — это не только некоторое количество знаний, которыми овладел Ваш ребенок. Не только каждодневное общение с ровесниками.

Школа (пока еще) воспитывает. Школьное образование приобщает новое поколение детей к культуре. Школа дисциплинирует, приучает к регулярным усилиям по организации себя. Думаю, это далеко не всё, что получает ребенок за десять лет школьного обучения.

Кто может дать гарантию, что прочитав дома учебники и сдав экзамен учителю в школе, Ваш ребенок научился всему, чему научились его одноклассники? Мы узнаем это тогда, когда эти дети станут взрослыми.

Хорошее, качественное домашнее образование — это большой труд и большая ответственность родителей.

Кто следующий? За? Против?

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/domashnee-obuchenie-dvoe-zn--za-i-protiv

Домашнее обучение: за и против

Почему не нужно бояться домашнего обучения

Домашнее обучение – новая мода или возврат к старым традициям? Пользу традиционной школы оспаривают и учителя и родители.

Звонки, парты, суровые, но справедливые учителя, лучшие друзья-одноклассники – можно ли обойтись без этих атрибутов детства? Еще каких-то  десять — пятнадцать лет назад, казалось, что нет альтернативы, школьное образование было обязательным и отвертеться от посещения классов удавалось немногим.

По своему графику учились маленькие циркачи и спортсмены, актеры и музыканты, дети дипломатов. Все остальные исправно отсиживали уроки. В 1992 году вышел указ, согласно которому любой ребенок получал возможность учиться дома и сдавать экзамены экстерном.

И семейное образование (или хоумскулинг) достаточно быстро вошло в моду.

Выбирают его самые разные люди – продвинутые веганы и йоги, противники смешанного или светского обучения, фрилансеры и вольные путешественники, родители детей с ограниченными возможностями и даже самые обычные папы и мамы, у которых с детских лет осталось отвращение к традиционной школе. Хорошо это или плохо?

Плюсы домашнего обучения

+    Дети учатся тогда когда хотят и так, как им удобно.

+    Исключено давление со стороны педагогов и сверстников.

+    Нет необходимости соблюдать ненужные правила и ритуалы.

+    Возможность контролировать моральные, этические нормы.

+    Возможность жить по естественным биологическим часам.

+    Возможность изучать особые предметы – редкие языки, искусство, архитектуру и т.д. с детства.

+    Обучение проходит в щадящей домашней обстановке, снижен риск школьных травм, проблем с осанкой и зрением.

+    Индивидуальная программа помогает воспитать личность.

+    Сохраняется тесный контакт родителей и детей, исключено постороннее влияние.

+    Возможность освоить школьную программу меньше, чем за 10 лет.

Минусы домашнего обучения

—    Ребенок не получает социализацию, опыт взаимодействия с «типовым» коллективом.

—    Необходим постоянный контроль родителей за процессом учебы.

—    Нет жесткой дисциплины, необходимости постоянной работы «от звонка до звонка».

—    Не набирается опыт конфликтов со сверстниками и «старшими по званию».

—    Возникают трудности с получением дипломов, поступлением в высшие учебные заведения.

—    Родители не всегда в состоянии обучить точным предметам или искусствам, системному мышлению.

—    Гиперопека родителей может привести к инфантилизму или эгоцентризму у ребенка.

—    Житейская неопытность станет помехой при начале самостоятельной жизни.

—    Навязывание нетрадиционных взглядов, жизненных ценностей ограничивает ребенка.

—    Ребенок привыкает к образу «белой вороны», «не такого как все».

Классная комната

Необходимость домашнего обучения обуславливается несколькими факторами – образом жизни родителей и особенностями ребенка.

Семье из мегаполиса, в которой и папа, и мама работают в офисах «с девяти до пяти», практически невозможно, да и бессмысленно переводить ребенка на экстернат – нанять ему педагога по всем предметам достаточно сложно.

Для такой формы учебы нужен взрослый, который сможет выделять хотя бы несколько часов в день для занятий с ребенком, контакта с образовательным учреждением и контроля самостоятельных уроков.

Домашнее обучение – оптимальный вариант для семей, которые вынуждены много путешествовать, переезжать из города в город, жить за границей, в небольших удаленных поселках вдали от приличных школ.

Индивидуальные занятия или неполное посещение школы необходимы тяжелобольным детям, при некоторых особенностях развития (аутизм, СДВГ) или ограниченных возможностях, усыновленным детям с тяжелой педагогической запущенностью.

Временное домашнее обучение (на один учебный год) – часть реабилитации после тяжелых стрессов и психотравм, опасных заболеваний и т.д. В некоторых ситуациях на экстернат имеет смысл переводить одаренного ребенка с аутичными чертами личности.

Индивидуальное обучение вряд ли подходит общительным, активным экстравертам, а также безынициативным, ленивым и неспособным к самодисциплине малышам.

Формы домашнего обучения

Анскулинг – отказ от школы и школьной программы вообще.

Приверженцы анскулинга считают, что лучше знают, чему и как учить своих детей, сомневаются в необходимости среднего образования, ЕГЭ и т.д.

Фатальное следствие анскулинга – к 16-17 годам ребенок уже не сможет освоить знания, необходимые для поступления в ВУЗ и приобретения сколь-нибудь сложной профессии. В России анскулинг формально запрещен.

Собственно домашнее обучение – индивидуальные занятия со школьными педагогами на дому, сдача контрольных, экзаменов и т.д. Оформляется по медицинской справке при невозможности посещать школу.

Частичное домашнее обучение – посещение нескольких уроков в день или в неделю. Часть инклюзивного образования для детей с особыми потребностями. Оформляется по медицинской справке.

Экстернат – самостоятельное обучение на дому со сдачей экзаменов и контрольных, без посещения школы. Оформляется по договоренности у руководства школой.

Дистанционное образование – обучение через Интернет, контакт с преподавателями по скайпу или на форумах, выполнение домашних заданий и контрольных в режиме он-лайн. Оформляется у руководства школой.

Массовая школа не зря называется «массовой», она рассчитана на усредненное большинство детей, домашнее обучение предполагает индивидуальный подход. Что лучше для вашего ребенка – решать только вам!

Источник: https://domashniy.ru/semya_i_dety/domashnee_obuchenie_za_i_protiv/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.