Почему дети обзываются

Содержание

Что отвечать на оскорбления ребенку — правильные ответы от психологов и мудрых родителей

Почему дети обзываются

/ Воспитание / Что отвечать на оскорбления ребенку — правильные ответы от психологов и мудрых родителей

В свое время известный сатирик Михаил Задорнов сказал, что никогда не стоит отвечать на оскорбление – оскорблением. Ведь когда на человека лает собака, он не становится на четвереньки, не скалит зубы и не гавкает в ответ.

Но наш мир не идеален и, к великому сожалению, с разными формами агрессии вынуждены сталкиваться не только взрослые люди, но и дети. С агрессивным поведением и оскорблениями наши дети сталкиваются в детском саду, школе, на улице.

Нередко вполне милые детишки начинают проявлять вербальную агрессию – обзываться, дерзить не только своим сверстникам, но и родителям, взрослым людям. Такое поведение нередко ставит в тупик даже самых опытных педагогов.

В подобных ситуациях нередко теряются взрослые люди, что уж говорить о детях! Как себя вести ребенку в ответ на словесную агрессию? В этой статье мы рассмотрим варианты поведения детей и их родителей, попытаемся понять, чем может быть вызвана вербальная (словесная) агрессия со стороны ребенка, познакомимся с рекомендациями психологов и педагогов.

Причины детских оскорблений и обзывательств

Детские психологи называют 5 основных причин, которые провоцируют ребенка на агрессивное вербальное (словесное) поведение.

  • Сознательная вербальная агрессия. Ребенок преднамеренно оскорбляет и злит сверстников, родителей.
  • Отсутствие внимания. Ребенок, таким образом, пытается привлечь к себе внимание окружающих. Очень часто обзывание в этом случае не несет за собой желания обидеть или оскорбить кого-либо — скорее, повеселить. Это своего рода провокация.
  • Месть. Ребенок оскорбляет в отместку за унижение или из-за зависти.
  • Привычка. В семье принято использовать при общении нецензурную лексику.  Ребенок обзывается по привычке, а не со зла.
  • Низкая самооценка, связанная с «нестандартной» внешностью. Физические недостатки заставляют ребенка комплексовать. Его обзывают сверстники – «очкариком», «Буратино», «жиртрестом». В ребенке копится агрессия, которая выплескивается в виде оскорблений и обзывательств.

Большинство детских психологов считают, что в основе вербальной агрессии лежит недостаточное внимание со стороны родителей, неудовлетворенные детские потребности. А именно, отсутствие одобрения со стороны взрослых, неумение ребенка общаться со сверстниками, его низкая самооценка.

Что делать, если вашего ребенка обижают?

Как правило, если ребенка обижают, он в первую очередь обращается за помощью к взрослым. Большинство внимательных и любящих родителей сами замечают, что с их ребенком что-то происходит.

Они пытаются поговорить с ним «по душам» и выяснить причину, направленной на него агрессии со стороны сверстников.

задача взрослых заключается в том, чтобы помочь ребенку выйти из данной ситуации без особых потерь.

Как понять, что вашего ребенка обижают, если он молчит и не жалуется? Обратите внимание на его поведение.

  1. Одним из признаков вербальной агрессии может стать нежелание ребенка идти в детский сад, школу. Он придумывает всевозможные причины, чтобы остаться дома.
  2. Ребенок находится всю неделю в подавленном настроении, а накануне выходных он расслаблен и весел.
  3. Малыш может жаловаться на головные боли, боли в животе. Но, получив разрешение остаться дома, тут же начинает прыгать, скакать и резвиться.

Внимательные родители сразу понимают, что их чадо в детском саду, школе чувствует себя неспокойно. Психологи предупреждают родителей, что оттого насколько комфортно ощущает себя в коллективе их ребенок, напрямую зависит его умственное и психическое развитие, а также эмоциональный интеллект

Последствия детских обид могут обернуться серьезными проблемами в зрелом возрасте: низкой самооценкой, нерешительностью, замкнутостью, развитием всевозможных комплексов, озлоблением и пр.

Многие родители ошибочно считают, что причиной травли в детском коллективе чаще всего становятся особенности внешности ребенка или социальное положение его семьи. Специалисты утверждают, что объектом оскорблений и насмешек может стать любой ребенок. Одна ошибка, неверный шаг и ребенок становится изгоем. Детское общество – довольно жестоко.

В данном случае огромное значение имеют сложившиеся отношения в семье. Если ребенок ведет себя уверено и спокойно, злые шутки и оскорбления быстро прекращаются.

По мнению специалистов, вербальной агрессии чаще всего подвергаются апатичные, неуверенные в себе детишки, ребята из неблагополучных семей, а также дети-агрессоры, которые сами провоцируют негативное отношение к себе.

Как не должны вести себя родители детей, которых постоянно обижают?

  • Не оставлять ребенка одного со своими трудностями. «Разбирайся сам!» — в данном случае это не выход.
  • Не нужно сразу же переводить ребенка в другой детский сад, школу. Конечно, иногда перевод в другое учреждение возможен, но это, в крайнем случае. Нет никакой гарантии, что и в другой школе ситуация не повторится.
  • Не следует предпринимать попытки разрешать конфликтные ситуации самостоятельно – разбираться с одноклассниками, учителями, воспитателями. Вмешательство родителей в детский конфликт может лишь усугубить ситуацию и увеличить агрессию по отношению к ребенку.
  • Не вмешиваться в ситуацию, не обсудив свои действия с ребенком. Родители должны прислушиваться к мнению ребенка, доверять ему.

Что делать, если ребенка обижают?

Источник: http://baragozik.ru/vospitanie/chto-otvechat-na-oskorbleniya-rebenku-pravilnye-otvety-ot-psixologov-i-mudryx-roditelej.html

Почему дети обзываются

Почему дети обзываются

Для мамы и папы их чадо — лучшее на свете. Они и не додумаются называть своего Мишеньку или Вовочку «хлюпиком», потому что ростом не вышел, или «козлом», потому что Козлов.

Но для самих детей обзываться и давать обидные прозвища — обычное дело. Надо ли с этим мириться? Давайте разбираться вместе.

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ОБЗЫВАЕТСЯ?

Так почему же у детей возникает желание дать сверстнику смешное прозвище или обидную кличку?

Во-первых, это объясняется обычным возрастным стремлением выразить свою отменность от другого ребенка. Даже трехлетний малыш может неожиданно заявить, что он круче, чем Сашка из садика, потому что у того нет велосипеда.

Родители, сами того не желая, подталкивают ребенка к навешиванию ярлыков.

А во-вторых, родители, сами того не желая, подталкивают ребенка к навешиванию ярлыков. Это происходит тогда, когда в его присутствии обсуждаются разные недостатки знакомых, соседей, коллег.

И если первая причина желания обзываться вполне естественная, то второй могло бы и не быть. Только для этого мама и папа должны быть готовы меняться и следить за своими разговорами.

ЗАЧЕМ ДЕТЯМ НУЖНЫ ДРАЗНИЛКИ?

Причины появления в детском коллективе дразнимых и дразнящих разные:

  1. Часто таким способом малыш просто завлекает другого в игру, например, в догонялки. В основном, это детки 4-8 лет, и такие обзывалки не вызывают особых переживаний и обид.
  2. Иногда ребенок старается обратить на себя внимание окружающих. Понимая, что его дразнилки вызывают интерес, он начинает играть на публику, совсем не желая обидеть обзываемого.
  3. Цели детей постарше более серьезные: например, проверить на прочность другого и самоутвердится за его счет. Здесь в ход идут обзывания, которые говорят о характере и внешности — «зануда», «трус», «слабак», «рыжий», «очкарик», «жиртрест». Так задира старается выглядеть лучше и сильнее в глазах окружающих за счет жертвы. А если жертва расстраивается и обижается, то тем самым дает обидчику власть над собой, становится слабее его.
  4. Со временем синдром жертвы может настолько закрепиться за ребенком, что дело дойдет до реального моббинга. А это уже настоящее насилие над личностью, травля!
  5. Бывает, что ребенок задирает других, чтобы просто выделиться из толпы. Причина в том, что он просто испытывает недостаток внимания со стороны взрослых. А заслужить плохую славу гораздо проще, чем хорошую!

В любом случае нужно понимать, что каждая такая ситуация — повод для повышенного внимания со стороны взрослых.

ЗАЧИНЩИК-ЗАБИЯКА

Потенциальные лидеры — так можно назвать этих детей. Они чувствуют свою власть над окружающими и не стесняются лишний раз ее показать.

Они чувствуют свою власть над окружающими и не стесняются лишний раз ее показать.

Таким детям нужно бы объяснить, что завоевать авторитет можно не унижая других, а проявляя великодушие и доброту. Например, не обзывать «слепым кротом» и «очкариком» плохо видящего соседа по парте, а прочитать ему условие задачи, написанной на доске. Не смеяться над неуклюжими движениями одноклассника во время физкультуры, а помочь ему отработать приемы после уроков.

Можно смотреть вместе с забияками фильмы, герои которых обращают на себя внимание благодаря хорошим поступкам, а не разрушительным действиям. В итоге ребенок должен понять: уважения достоин человек любой национальности, внешности и материального состояния.

ВЕЧНАЯ ЖЕРТВА

Такой ребенок обычно имеет какие-то отличительные черты, увы, не лучшей формы. Но чаще всего он страдает заниженной самооценкой. 

Уязвимость перед придирками со стороны ровесников — сигнал родителям, что их ребенок не чувствует защиту семьи и нуждается в поддержке близких! Поэтому главная цель родителей детей-жертв — вселить в них уверенность в своих силах, внешности и собственной значимости. Интересные хобби, занятия в кружках и секциях помогут ребятам осознать свою уникальность и придадут им вес в глазах сверстников.

Если ребенку досаждают особенности внешнего вида и их можно изменить, то помогите ему сделать это. Например, страдающим из-за лишнего веса стоит посетить диетолога и разработать программу похудения. А тем, у кого есть проблемы со зрением — посетить офтальмолога и подобрать очки с красивой оправой, а заодно наметить план по улучшению зрения.

Если ребенку досаждают особенности внешнего вида и их можно изменить, то помогите ему сделать это.

Если же изменения невозможны — постарайтесь научить ребенка относиться к этому беспристрастно. Таким деткам будут полезны примеры людей, имеющих проблемы с внешностью, но достигших успеха в жизни (Стиви Уандер, Билл Гейтс, Барбра Стрейзанд, Вуди Аллен).

Также научите ребенка правильно реагировать на обзывания. Игнорирование — самый эффективный метод, но иногда бывает трудно не замечать дразнилки.

Проще выучить действенные отговорки вроде «Кто как обзывается — сам так называется», «Раз, два — переводим на тебя» или «Ты Толстопузик? Очень приятно, а я Дима!» Главное — чтобы ребенок сам себя уважал и не думал, что заслуживает подобного обращения.

Психологические травмы детей могут повлиять на взаимоотношения с миром в будущем. А вот победа над собой или своими обидчиками научит ребенка противостоять влиянию извне и решать серьезные проблемы всю оставшуюся жизнь.

Источник: http://mirobr.ru/spec-soviet/psiholog/322-2014-01-24-19-48-38.html

Почему дети обзываются? Причины и способы их отучить

Почему дети обзываются

Как отучить ребенка обзываться? Порой взрослые задаются таким вопросом, когда слышат от их ребёнка грубые, расстраивающие, обидные слова.

Варианты встречаются различные: отталкивающие фразы «уйди», «не твоё дело», обзывательства «ты – глупая», «ты – ужасная», отвергающие слова «ненавижу», «мне без тебя лучше» и др.

Такие слова могут задевать чувства, ставить в тупик, смущать, обижать.

Они появляются в лексике ребёнка не просто так, и несут бремя определённых причин. Родителю важно обнаружить их, чтобы решить проблему употребления плохих слов ребёнком, но также и уяснить, что же такое произошло с ребёнком, почему он стал говорить такие вещи.

к оглавлению ↑

1. Почему малыши произносят плохие слова

В младшем дошкольном возрасте ребятишки произносят такие слова, не осознавая их значения. Они употребляют слова, не понимая, что они означают, просто повторяя за другими. Иногда такие слова могут являться способом выражения сильной эмоции, когда запретили что-либо, или не купили игрушку.

Первая реакция на такие слова родителя может, как усугубить ситуацию, так и разрешить её. Во-первых, не стоит показывать, что мама расстроилась грубому заявлению, но и сводить к шутке – тоже не лучший вариант.

Маленьким детям свойственно изучать мир вокруг. Они – маленькие экспериментаторы, наблюдатели за поведением и реакцией других людей.

Если мама рассмеётся или сделает вид, что не заметила плохое слово, ребёнок, скорее всего, будет употреблять слово и дальше.

В случае если мама очень эмоционально воспримет заявление, начнёт ругаться, кричать, наказывать ребёнка, малыш может почувствовать себя несправедливо обиженным и непонятым.

Наилучший вариант – сдержанно, но авторитетно убедить ребёнка в том, что некоторые слова не стоит употреблять, что есть слова, которые могут обидеть и ранить человека. Также следует добавить, что мама не желает слышать такие слова ни по отношению к ней, ни по отношению к кому-то ещё.

к оглавлению ↑

2. Почему дети 4-6 лет произносят плохие слова

В возрасте более старшем, лет с пяти, дети уже знают, что существуют слова и фразы, которые не стоит произносить. Они уже, скорее всего, и сами сталкивались с ситуацией, когда некоторые фразы обижают их самих.

Этот возраст – возраст нравственного формирования личности. В возрасте 4-5 лет дети уже нуждаются в том, чтобы проиграть на себе многие эмоции в ответ на нежелание смириться с несправедливостью.

Ведь ребенок должен учиться постоять за себя!

Родителям необходимо, во-первых, разобраться с собственным поведением, а во-вторых, разъяснять ребёнку вопросы о хорошем и плохом.

Дети сильно реагируют на порицание взрослыми, им важно быть хорошими, поэтому замечаний и беседы по душам может вполне хватить, чтобы разрешить вопрос.

Но если, несмотря на всё, ребёнок не прекращает повторять плохие слова, необходимо задуматься о причине, которая, возможно, не лежит на поверхности.

к оглавлению ↑

2.1 Подражание

Ребёнок хочет быть похожим на взрослого, за которым повторяет, так как тот выглядит смелым и отважным, или просто воспринимает фразу, как норму. Стоит посмотреть, может, это кто-то из близких взрослых выражается подобным образом.

к оглавлению ↑

2.2 Привлечение внимания

Когда ребёнку не хватает внимания со стороны взрослых, он может начать стремиться восполнить его любым способом. И, чаще всего, именно отрицательным. Отрицательное внимание – тоже внимание, а достичь его проще, чем положительное.

Важно уделять ребёнку достаточно времени, и не подменять общение дорогими подарками и игрушками. Также стоит научить малыша выражать свои чувства словами, почаще спрашивать его о его чувствах, о чувствах родителей и лиц, к которым летят обидные слова.

Важно научить ребёнка выплёскивать негативные эмоции приемлемыми способами: порвать бумажки, нарисовать эмоцию, поплакать в подушку или побить её.

к оглавлению ↑

2.3 Самоутверждение

Некоторые родители так опекают своих детей, лишают их возможности что-то делать самостоятельно.

Плохие слова в адрес родителя в таком случае могут быть проявлением бунта, восстания против взрослых, требованием дать ребёнку больше свободы и самостоятельности.

Стоит давать ребёнку больше возможностей для действий, предоставить ему выбирать и делать то, что посильно его возрасту. Но, может быть, ребёнка обзывают дети на улице или в школе, и, не умея противостоять им, он срывает свои чувства на взрослого дома.

Во всех ситуациях, когда родитель слышит плохие слова в свой адрес или адрес другого человека, причину стоит искать отдельно. Могут быть ситуации, когда ребенку предъявляются завышенные требования, высказываются часто недовольства, либо игнорируют его.

Таким образом, произнося обидные слова, ребенок подсознательно защищается или  может их использовать в качестве манипуляции, чтобы добиться своего. Это касается, прежде всего, родителей, которые слишком мягкие и не последовательные в своих действиях.

к оглавлению ↑

3. Чего нельзя говорить и делать

  • Уступать: «Так и быть, возьми, только не плачь!». Уступки только укрепят плохое поведение и грубую речь. Не стоит понимать данную рекомендацию превратно, иногда родители сами поступают неправильно, например, сначала обещают, а потом отменяют свое обещание, или за небольшое поощрение, требуют выполнения нескольких сложных действий от ребенка.
  • Вступать в перепалку: «Сам дурак!» Родители должны постараться понять своего ребенка и помочь ему успокоиться.
  • Отрицать чувства ребенка: «Чтобы я больше этого не слышала!» Подавляя свои эмоции, ребенок может заболеть, появятся скрытые неврозы, безразличие или агрессия.
  • Внушать чувства вины ребенку, морально подавлять, игнорировать, холодно разговаривать: «Это так ты меня благодаришь, за то, что я тебя выкормила, вырастила!» Это только усиливает состояние безысходности, отчаяния и одиночества у ребенка.
  • Кричать и нервничать. Дайте ребенку возможность выражать свои эмоции.
  • Показывать полное безразличие. Так вы не сможете найти взаимопонимание и выстроить доверительные отношения с ребенком.

Как перестать кричать на ребенка читайте в этой статье.

к оглавлению ↑

4. Что означают слова ребенка

  • «Ты меня не любишь!» Ребенок говорит часто так, чтобы услышать обратный ответ своим словам, либо, воспользовавшись утвердительным ответом, добиться желаемого с помощью манипуляции. В первом случае следует ответить так: «Конечно, я тебя люблю, как ты мог так подумать», а во втором: « Я тебя сильно люблю, и любовь никаким образом не зависит от подарков, условий и исполнения всех твоих желаний».
  • «Мне все равно! Ну и что!» Так ребенок говорит, когда не хочет что-то делать. В этом случае стоит поискать причину отказа, возможно, он ждет одобрения, поддержки, ему надоели чрезмерные требования в свой адрес. В зависимости от ситуации можно сказать: «Ну давай, я знаю ты сможешь!», «Давай сделаем это вдвоем!», «Я знаю, ты не хочешь сейчас отвлекаться от мультиков, но у нас принято складывать свои вещи, а не разбрасывать. Собери вещи и потом сможешь досмотреть мультики!»
  • «Это не твое дело! Отстань! Я не тебе говорю! Ты надоела!». Протест и желание продемонстрировать независимость, копирование. С таким словами нужно бороться и не позволять ребенку разговаривать властным и дерзким тоном с взрослыми. Пресекать грубость нужно сразу, а не ждать, когда у ребенка выработается привычка так разговаривать. Если Вы сами кричите постоянно на ребенка и парируете ему в ответ той же грубостью, то воспитывать следует в первую очередь себя, иначе ваше поведение будет всего лишь следствием формирования  детского поведения. Ребенок выражает свое несогласие таким же образом, как и родители.  Если ребенок просит грубо что-то сделать, то ни в коем случае не стоит выполнять его просьб. Нужно уважительно объяснить, что просить нужно другим тоном. Можно сказать: «Когда люди просят помощи, они выражают просьбу иным способом. Подумай, как ты можешь сказать это уважительно?»
  • «Я уйду от тебя, и ты меня больше не увидишь!». За такими словами скрыта потребность во внимании и любви. Некоторые мамы могут говорить: «Мне не нужен такой капризный ребенок», «Уйди немедленно», «От тебя одни проблемы»,  тем самым, они формируют вину у ребенка, связанную с фактом его существования. В этом случае можно сказать: «Я не хочу, чтобы ты уходил, мне будет плохо без тебя!», «Ты уже большой и понимаешь, что не всегда приходится делать только то, что хочется!», «Мы с папой очень рады, что ты у нас есть и очень ждали тебя!»

Проанализируйте, как часто вы прислушиваетесь и разговариваете со своим ребенком, интересуетесь его чувствами, тем как дела у него в школе, детском саду.  Родителям важно быть для ребёнка опорой и поддержкой, давать ощутить ценность и почувствовать любовь со стороны родителей. Только в этом случае,  ребёнок будет расти с устойчивой адекватной самооценкой, у него не будет потребности и желания компенсировать неуспех с помощью обзывательств и плохого поведения.

Источник: http://kuznicaschastya.ru/pochemu-deti-obzyvayutsya-prichiny-i-sposoby-ix-otuchit.html

Как отучить ребенка обзываться?

Почему дети обзываются

Наверное, каждый взрослый может вспомнить какое-нибудь обидное прозвище из детства или неприятную ситуацию с обзывающимися детьми. Времена меняются, но привычка дошкольников сквернословить и дразниться остается, независимо от поколения. Отучить ребенка использовать в речи нехорошие и обидные слова очень сложно, однако такое поведение обязательно должно корректироваться родителями.

Почему дети обзываются?

Прежде чем проблему решать, нужно определить причины ее возникновения. Взрослые не всегда понимают, почему дети обзываются, хотя и сами, наверняка, позволяют себе сказать нелицеприятные слова в адрес собеседников.

Собственно, причины такого оскорбительного поведения со стороны детей практически не отличаются от причин, по которым взрослые допускают использование нецензурной и грубой лексики.

Психологи приводят следующие факторы, приводящие к употреблению детей в речи обидных обзывательств:

  • Выражение эмоций. Самая распространенная и понятная причина. Накопившиеся негативные эмоции находят свое выражение в виде обидных слов. Оскорбление может быть как ответной реакцией на действия со стороны собеседника, так и попыткой инициировать конфликт из-за личной неприязни.
  • Желание выделиться и стать центром внимания. Ошибочно дети думают, что плохое поведение поможет им стать «другими», не похожими на сверстников. Обзывая своих товарищей, малыши словно ставят себя выше, чтобы обратить на себя внимание окружающих.
  • Плохой пример. Если в семье или окружении ребенка часто звучат оскорбления, для него это просто становится нормой. В этом случае особенно сложно научить ребенка хорошо себя вести, т.к. меняться должен не только он сам, но и окружающая его среда.

Установить причину недопустимого поведения дошкольника иногда не так просто, но стоит приложить усилия, т.к. от этого зависит эффективность воспитательного процесса.

Обзывательства в прошлом

Если вам поступили жалобы об обзывательствах со стороны вашего малыша, или вы сами стали свидетелем или даже объектом его оскорблений, нужно постараться предотвратить подобные инциденты в будущем.

Не стоит устраивать трагедию из достаточно пустяковой ситуации и сразу же ругать и наказывать ребенка. Сначала нужно провести в спокойной обстановке беседу с малышом, затронув тему в процессе привычного общения.

Не нужно «допрашивать» ребенка, позвольте ему самому рассказать о своем поведении.

Конкретных методик, как отучить ребенка обзываться и дразниться, нет. Многие детские психологи и вовсе советуют не обращать внимания на вызывающее поведение дошкольников — по их мнению, это пройдет с возрастом. Однако некоторые меры все же необходимо предпринять.

  • Объясните ребенку, что не все слова можно использовать в речи. Есть хорошие и плохие выражения, и употребление последних в разговоре — показатель невоспитанности.
  • Следите за беседами внутри семьи. Возможно, вы слишком часто используете в разговорах повышенный тон и недопустимую лексику. Постарайтесь искоренить такое поведение, чтобы подать малышу правильный пример.
  • Говорите о чувствах. Дети быстро поддаются эмоциям и реагируют очень остро на любой раздражитель, особенно если у них плохое настроение. При этом вместо рассудительного разговора они просто начинают обзываться и дразнить своих собеседников. Научите малыша выражать свои эмоции другим способом, используя обычные, не обидные слова.
  • Уделяйте дошкольнику достаточно времени. Грубости и обзывательства, как уже было сказано выше, нередко являются проявлением внутренней неуверенности малыша. С помощью ярких высказываний он пытается обратить на себя внимание окружающих. Постарайтесь больше общаться с ребенком, говорить ему приятные слова, проявлять ласку и заботу в его адрес. Так, он почувствует себя увереннее, и надобность в обзывательствах отпадет сама по себе.
  • Поговорите с малышом о его отношениях в коллективе. Вполне вероятно, что дразнилки и обидные слова — это вербальная защита в конфликтных ситуациях со сверстниками. Возможно, отношения малыша в коллективе находятся не в лучшей форме, и ему нужна поддержка взрослых.

Наконец, очень важно правильно среагировать в момент, когда ребенок первый раз грубо выражается в окружении взрослых. Если это будет воспринято как шутка, и окружающие будут смеяться «от умиления», то малыш и в будущем будет употреблять плохие слова.

В его понимании, такое поведение станет отличным способом рассмешить взрослых. Нельзя реагировать и слишком резко — ругать или даже пугать малыша «ремнем».

В возрасте 3−5 лет дети еще просто не понимают серьезности своего поведения, поэтому иногда достаточно просто просветить их в этом вопросе.

Источник: http://www.rastishka.ru/parent/statya/kak-otuchit-riebienka-obzyvat-sia

Ваш ребенок обзывается и дерется? Что делать в этом случае

Почему дети обзываются

Ваш ребенок подрос и впервые отправляется в самостоятельную жизнь, то есть в садик? Будьте готовы к тому, что в детском коллективе он может найти не только новых друзей, но и столкнуться с не всегда приветливым отношением к себе или даже сам начать обижать других. Но не стоит впадать преждевременно в панику, а следует обстоятельно разобраться, почему дети обзываются друг на друга, и как правильно реагировать на такое агрессивное поведение маленьких непосед.

Причины детских дразнилок

Педагоги, работающие не один год в детских коллективах, рассказывают, что они практически ежедневно сталкиваются с проявлением такого вида детской агрессии.

И поводами к этому могут послужить, как оказывается, совершенно разные вещи, которые выделяют ребенка из общего коллектива:

  1. необычные имя или фамилия;
  2. отличительные черты внешности (цвет волос, кожи, россыпь веснушек и т.д.);
  3. избыточный вес;
  4. нестандартная одежда.

Но, кроме того, специалисты выделяют еще и ряд объективных причин, объясняющих, почему малыши так часто обзывают и дразнят своих маленьких сородичей.

Нередко дети используют в своем общении какое-либо прозвище вовсе не с целью обидеть собеседника, а совсем наоборот — таким образом они пытаются привлечь к себе внимание понравившегося объекта, чтобы вместе поиграть и повеселиться. Они ведь еще не понимают, что такое своеобразное неосознанное «заигрывание» может быть обидным для их объекта внимания и даже оттолкнуть его от дальнейшего общения с ними.

Если вы заметили, что ваш ребенок именно так пытается подружиться с детьми — мягко и аккуратно попытайтесь объяснить ему, что то, что он говорит, звучит несколько обидно. Гораздо лучше просто подойти к объекту своего внимания, подружиться и прямо предложить поиграть вместе.

Иногда малыш, особенно в компании более старших сорванцов, может вместе со всеми выкрикивать кому-то обидные слова и прозвища, не осознавая, что он совершает что-то плохое и неправильное. Все ведь вокруг смеются, всем весело, и он принимает самое непосредственное участие в этом увлекательном процессе, чувствуя себя таким же взрослым, как и окружающие его друзья.

Часто в ответ на нанесенную ему обиду ребенок вместо физического воздействия прибегает к словесному отпору, который может выражаться в бурном потоке обзывательств и обидных прозвищ своего обидчика с целью нанести ему ответную боль, не менее сильную, чем чувствует он сам.

Некоторые дети могут сознательно и целенаправленно обзывать своих товарищей, стремясь спровоцировать их своими обидными словами на ответную бурную реакцию, которая нередко может закончиться даже кулачной потасовкой. Но тут уж речь чаще всего идет не о несмышленой малышне, а, скорее, о ребятах более старшего, подросткового возраста.

Если уж выяснять до конца, почему дети обзываются, то нельзя обойти стороной и вопрос общения внутри семьи.

Нередко они могут слышать от своих родных и более взрослых братьев и сестер разного рода прозвища (пусть и не всегда обидные), как обращенные к ним, так и друг к другу.

И в этом случае малыш не будет видеть ничего предосудительного и плохого в том, что и к другим детям он будет обращаться точно в такой же манере.

Как реагировать на детские обзывалки

Вашего ребенка обзывают в коллективе, и он на это очень болезненно реагирует? Не оставляйте его наедине со своими первыми и такими болезненными переживаниями. А постарайтесь вместе с ним разобраться в сложившейся ситуации и придумать, как ему не дать себя в обиду и красиво поставить на место своих новоявленных обидчиков.

  • Не поддаваться на провокации и не реагировать

Понятно, что советовать в данном случае легко. А вот выполнить этот совет в деле непросто было бы и взрослому человеку, не говоря уж о малыше.

Но объясните ему, что если его обидчик не увидит в ответ ожидаемой им реакции в виде слез, криков и ответных обзывательств, то ему станет попросту скучно и он вскоре найдет себе другое, более увлекательное занятие, чем попусту срывать голос в пустоту.

Нестандартная реакция в виде спокойного согласия или доброжелательного ответа обескуражит и выбьет из колеи маленького «задираку», который будет ожидать совершенно не такого поведения от вашего малыша на свои провокационные выпады.

В следующий раз в ответ на обзывательства можно попытаться спокойно проинформировать обидчика, что его слова очень обидны и неприятны. Возможно, собеседник проявит понимание и прекратит в итоге свои «докучания».

  • Применить меткую отговорку

Научите ребенка защитной реакции с помощью метко и вовремя сказанной отговорки в ответ на обидные для него обзывательства. И не исключено, что в этом случае обидчик, не ожидающий такого нестандартного отпора, не сможет сразу придумать такого же яркого ответного выпада и поверженный ретируется с поля боя.

Ребенка нельзя изолировать от общества, и он неминуемо рано или поздно столкнется со стрессом социализации, устанавливая свои контакты с детьми и взрослыми. И сделать этот процесс менее болезненным и более мягким полностью в силах родителей. Нужно лишь постараться не упустить контакт со своим малышом, чутко чувствуя, когда именно он нуждается в так важной для него вашей помощи и подсказке.

Источник: http://friendlymama.ru/razvitie/3-5-let/pochemu-rebenok-obzyvaetsya/

Ребенок дразнит и обзывает детей

Почему дети обзываются

Артему шесть лет и он главный «заводила» в своей группе в детском саду. Артем очень активный, порой даже агрессивный, он желает быть в центре внимания, быть лидером. Артем привык относиться к другим свысока, поэтому он постоянно всех дразнит и обзывает.

Если какой-то ребенок не отличается особыми достижениями на занятиях, то он тотчас слышит в свой адрес: «тупица». Когда старательный малыш проявляет свои знания, то Артем обязательно «заметит», что он «очкарик». А если какого-то мальчика «угораздило» дружить с девочками, то Артем тут же обзовет и его «девчонкой».

Нетерпим Артем и к внешним особенностям детей: один у него «скелет», другой «жиряга».

Почему ребенок так себя ведет

Обычно дети начинают дразнить после 3 лет. Наиболее осознанно дети дразнят и обзывают годам к 5-6, а к младшему школьному возрасту такое поведение достигает своего апогея. Примерно в возрасте 2,5-3 лет ребенок начинает понимать, что отличается от других.

Пока ребенок не достиг этой возрастной границы, ему все равно, как именно выглядит другой малыш, чем он отличается от него самого. Но после 3 лет начинается процесс самоидентификации, в ходе которого ребенок начинает познавать себя как личность. Для него становится важным, какого он пола, как выглядит.

Осознавая собственные особенности, малыш параллельно начинает понимать, что другие дети тоже отличаются от него. В речи ребенка начинают проскальзывать высказывания о других детях и их особенностях, но пока это делается не с целью обидеть, а просто для того, чтобы обозначить различие: «Костя — толстый, а я — нет» или «Миша боится собаки, а я — нет, я — храбрый».

Подрастая, ребенок наблюдает, что взрослые не всегда проявляют терпимость к особенностям других людей. Выказывая собственную неприязнь и нетерпимость, они отделяют себя от «других» и повышают свою самооценку. Кто-то из взрослых говорит плохо о толстых, кто-то о богатых, кто-то о тех, которые «понаехали тут». Ребенок слышит такие слова и считывает негативное отношение к «другим».

В результате, малыш начинает считать, что если взрослые люди позволяют себе это, то значит будет правильным вести себя так же. И начинает копировать такое поведение, «отрабатывая» его на сверстниках. Но если у взрослых нетерпимость часто бывает замаскированной, то дети гораздо более прямолинейны.

Каких только прозвищ они не придумывают друг другу! Некоторые прозвища служат детям своеобразным инструментом социального регулирования. Например, такие прозвища, как: «ябеда-корябеда» или «жадина-говядина» далеко небезосновательны, они указывают на неправильное поведение, нарушение принятых норм и правил.

С помощью таких прозвищ дети как бы предупреждают друг друга: будешь так себя вести — с тобой не станут общаться. Но большинство дразнилок — это бранные слова и клички, бьющие по самому больному, провоцирующие потенциальную «жертву» на словесный поединок.

Цель такого поединка — определение границ личности: где начинается «внутреннее пространство» другого человека, как далеко он позволит зайти, где его и где мое место на социальной лестнице? Очень важно, чтобы при этом были зрители, они же судьи, которые вынесут свой вердикт поведению участников поединка и донесут свое мнение до детской общественности.

Именно поэтому дети дразнят чаще всего в момент формирования коллектива — в новой группе садика, в начальных классах школы. Так, почти всегда, испытывая на прочность, дразнят новичков, вошедших в уже сложившийся коллектив. Вообще существует множество причин, по которым дети дразнят: для привлечения к себе внимания, для самоутверждения, выплескивая агрессию, из зависти, из-за неприязни, для самозащиты и т. д. Но в любом случае это говорит о том, что у ребенка далеко не все благополучно, ведь, отыгрываясь на других детях, маленький человек пытается решить свои собственные внутренние проблемы.

Поэтому задача родителей — не наказать или запретить обзываться, а помочь ребенку разобраться в самом себе, выяснить его проблемы и помочь ему решить их иначе, а не за счет унижения других детей.

Что делать?

От того, как отреагируют родители на то, что их ребенок дразнит и обзывает, зависит, будет ли он, когда вырастет, терпим к особенностям будущего партнера, друзей и просто окружающих. Для начала нужно разобраться, почему это происходит.

Ребенок может дразнить по разным причинам:

о От неумения пригласить другого ребенка в игру. Иногда ребенок не знает, как начать игру и, обзывая, пытается привлечь к себе внимание другого малыша. Так часто ведут себя маленькие дети: один начинает дразнить, другой начинает за ним бегать, при этом оба смеются, так завязывается игра. В этой ситуации выход очевиден: необходимо помочь ребенку преодолеть свою стеснительность и научить его знакомиться и выражать желание поиграть или пообщаться.

о Чтобы повеселить окружающих.

Малыш хочет быть в центре внимания и изо всех сил пытается развеселить окружающих. Дразня, он не преследует цели обидеть другого ребенка, он просто хочет, чтобы над его шуткой посмеялись. В этом случае родителям нужно объяснить ребенку, что хоть все и посмеялись, но тому, над кем смеялись, было очень обидно. Такому ребенку надо помогать развивать чувство юмора, показать, как это можно сделать без «шуточек» в отношении другого. Для примера расскажите своему малышу несколько веселых историй, которыми он мог бы повеселить друзей, при этом никого не обижая.

о Чтобы самоутвердиться.

Если ребенок постоянно дразнит сверстников, награждая их обидными эпитетами, то такой ребенок желает утвердиться за их счет. Он осознает, что обижает или даже унижает другого, и именно это возвышает его в собственных глазах, а иногда позволяет занять лидирующую позицию. Родителям такого ребенка важно направить энергию его лидерства в «мирное» русло. Надо объяснить ребенку, что настоящий авторитет невозможно завоевать таким способом и показать, как он может проявить лидерские качества, не задевая другого человека. Например, организовать помощь кому-то, предложить интересную игру для всех, быть самым активным на занятиях и т. п. При этом с ребенком нужно проводить воспитательные беседы, чтобы он осознавал не только свою ценность, но и ценность других детей, какими бы отличительными особенностями они не обладали.

о Чтобы попробовать других на «прочность».

Иногда ребенок дразнит, чтобы спровоцировать другого на какие-то активные действия. Обычно это происходит из-за неприязни детей друг к другу или из желания «померяться силами». Ребенок уверен, что его «дразнилки» не останутся без ответа, и начинает своеобразный поединок. В данном случае однозначно осуждать такое поведение нельзя. Это состязательное поведение, и оно будет развиваться и дальше. Если родители строго пресекут дразнилки соревновательного характера, то потребность в состязательности может найти совсем другой выход: например, ребенок может начать драться, или примется «воспитывать» других детей, становясь занудой, или начнет много хвастаться. Научите ребенка вместо кличек и дразнилок смешным, необидным словам, чтобы перевести такие словесные пикировки в веселую игру.

о Чтобы привлечь внимание взрослых.

Некоторые дети привыкают привлекать внимание взрослых своим плохим поведением. Обзывать других детей — одно из средств для этого. Ребенок знает, что если он будет дразнить, то взрослые этого так не оставят. А это как раз то, чего он добивается. Обычно такие дети используют и другие средства для привлечения внимания взрослых: бьют детей, портят вещи, мешают на занятиях и т. д.

В большинстве случаев родителям довольно трудно корректировать такое поведение, так как у ребенка уже сформировался отрицательный образ, который он привычно подтверждает своими поступками.

В данном случае необходимо переориентировать ребенка, чтобы он научился добиваться внимания хорошим поведением.

Это очень непростая задача, изменить придется всю систему взаимоотношений с ребенком, где основным является изменение отношения взрослых к малышу.

о Чтобы выплеснуть агрессию. Иногда ребенок в порыве злости произносит обидные слова. Часто такое случается, когда другой ребенок отобрал у него что-то или больно толкнул. В таком случае, проявляя агрессию, малыш сознательно хочет причинить боль сверстнику, действительно желает его обидеть. Родителям в таком случае придется учить ребенка направлять агрессию в конструктивное русло — выражать свои чувства, проговаривая их. Например, если ребенка кто-то толкнул и это его разозлило, то, вместо того чтобы обозвать драчуна, лучше прямо сказать ему: «Мне не нравится, когда ты так толкаешься».

о Из зависти.

Дети (как и взрослые) завидуют друг другу. Причиной зависти могут быть игрушки, модная одежда, хорошие оценки, различные атрибуты «крутой» жизни (дорогая папина машина, отдых за границей) и т. п. В таком случае, по мнению ребенка, обидные слова — это замечательное средство для восстановления «справедливости», своеобразного баланса: «Подумаешь, куртка модная, зато ты -дура!» В этой ситуации бороться с бранными словами бессмысленно. Нужно искоренять саму причину — зависть, и тогда желание унизить другого отпадет само.

о С целью самозащиты.

Если ребенка обзывают, то он обычно тоже обзывает в ответ. В этом случае родителям надо постараться научить ребенка отвечать достойно, без ответного оскорбления. Конечно, крайне трудно требовать такого уровня самосознания от дошкольника и задача эта может быть решена, скорее всего, только к концу подросткового возраста. Это не значит, что обзывания в ответ надо поощрять, но и строго пресекать стоит только очень обидные или грубые слова. Во многом такая самозащита ребенку необходима, чтобы он чувствовал, что может сам за себя постоять.

Что учесть на будущее

• Научить ребенка терпимости к особенностям других — это воспитание важной жизненной позиции. Здесь необходима готовность родителей работать над собой, следить за своими высказываниями в отношении других людей разных национальностей, материального достатка, интеллектуальных способностей, успешности, внешних данных. Конечно, на протяжении детства, юности, да и всей жизни эти вопросы будут волновать вашего ребенка, и ему придется не раз делать моральный выбор, преодолевая собственную нетерпимость или давая отпор, если ее жертвой хотят сделать его самого. И очень важно, что вы вложите в него сейчас, в детстве. • Помните о том, как важно всегда следить за тем, что вы говорите в присутствии детей, даже если вы считаете, что они вас не слышат или еще не понимают, о чем идет речь. Ведь большинство видов нетерпимости и способов ее проявить дети «копируют» с родителей. И бесполезно что-то внушать малышу, если ваше поведение при этом остается неизменным. Не «подсказывайте» ребенку сами никаких дразнилок, не навешивайте никому обидных прозвищ и ярлыков. • Объясните ребенку, что видимые различия не так важны, что внешность, пол, национальность и даже особенности поведения имеют не такое большое значение. Учтите, что через игру или сказку вам удастся донести до ребенка эту мысль гораздо успешнее, чем путем нравоучений и наказаний. Используйте сказки — кладезь народной мудрости. Читая ребенку сказки, рассуждайте об особенностях каждого из героев. Обращайте внимание на то, что все они разные, но каждый из них хорош по-своему. Также поиграйте с ребенком в игру, взяв за основу сюжета реальную ситуацию, когда малыш был нетерпим к недостаткам других. В ходе игры обсудите с ребенком, какие чувства испытывают герои, совместно решите, как им лучше поступить. • Помогая своему ребенку искоренить нетерпимость, воспитывайте в нем такие благородные чувства, как интерес к людям («Интересно, почему он себя так ведет?») и сочувствие («Наверно, непросто жить, если приходится все время носить очки»). Интерес может родиться, если поощрять ребенка рассуждать о том, что происходит, а не просто констатировать или осуждать. В случаях, когда речь идет об особенности во внешности или состоянии здоровья другого человека, то нужно учить ребенка проявлять сострадание, сочувствие, чтобы он вырос неравнодушным человеком. • Помните о том, что если родители будут терпимей и внимательней к тем, кто рядом, то дети обязательно последуют их примеру.

Источник: Елена Петровна Сосорева: «20 сложных ситуаций с детыми от 2 до 7 лет. Проверенные алгоритмы для родителей: как вести себя, чтобы не навредить, а помочь»

Источник: http://www.vseodetishkax.ru/konsultaczii-psixologa/43-raznoe-o-detkax/1356-rebenok-draznit-i-obzyvaet-detej

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.