Как научить ребенка быть самостоятельным

Содержание

Как научить детей быть самостоятельными? Простые примеры и советы

Как научить ребенка быть самостоятельным

Как научить детей быть самостоятельными? Этот вопрос волнует многих молодых родителей, но часто бывает уже поздно приниматься за обучение.

Большинство взрослых встречается с отсутствием самостоятельности и полной беспомощностью своего ребенка с поступлением в школу. Раньше их умиляло, что ребенок просит помочь при каждом удобном случае. Все взрослые семьи с радостью бросались ребенка покормить, одеть или завязать шнурки. Если малыш не сложил игрушки, ничего страшного, у него же есть мама, она соберет.

Почему же родители понимают свои ошибки только в школе и задумываются, как научить детей быть самостоятельными.

В дошкольном возрасте взрослые считают, что ребенок еще маленький, его стараются всячески ублажать, тем самым показывая свою любовь.

Потом сообщают ребенку, что у него новая ступень в жизни — он должен быть самостоятельным, не понимая, что воспитание такого важного для малыша качества должно начинаться гораздо раньше.

В итоге с горечью осознают, что ребенок не в состоянии выполнить уроки без помощи, не может сам собрать портфель, забывает постоянно, что задали, что нужно взять сегодня в школу.

Начинаются плохие оценки, родители ругают ребенка, но драгоценное время уже потеряно, ведь приучать к самостоятельности нужно было еще со второго года жизни, когда ребенок впервые захотел сам надеть тапочки или неловко взялся за ложку во время еды.

Когда начинать обучение

Самостоятельность развивается еще в раннем детстве, когда кроха впервые хочет сам сидеть, есть или пить, собрать пирамидку или надеть тапочки. Как научить детей самостоятельности в разных жизненных ситуациях с самого начала жизненного пути, рассмотрим дальше в статье.

Главное в обучении — это набраться терпения, не заставлять ребенка насильно, действовать постепенно, но планомерно. Если вы упустите время, когда малыш хочет что-то сделать сам, то очень быстро он поймет, что можно ничего не делать, за него все сделают родители, стоит только покапризничать или поплакать, сделать неловко или медленно.

Обязательно закрепляйте новые привычки поведения похвалой. Ребенок требует оценки своих действий, чтобы понимать, правильно он действует или нет. Это его стимулирует для новых достижений.

Учимся сидеть

Одни из первых самостоятельных действий малютки — это без помощи мамы садиться. Обучение начинают только тогда, когда мышцы ребенка достаточно окрепли, примерно в возрасте 6 месяцев, а ослабленные дети овладевают навыком и вовсе в 8 месяцев.

Как научить ребенка сидеть самостоятельно? Предварительно нужно потренироваться, чтобы не навредить еще неокрепшему позвоночнику.

Помогут различные упражнения, например, посадить ребенка себе на ноги, подложить сзади большую подушку, а придерживать малютку за руки. Заинтересовать игрушкой, которую мама держит немного выше. Ребенку придется напрячься и потянутся за ней.

Каждое упражнение не должно длиться дольше 2 или 3 минут. Обязательно поощряйте ребенка похвалой, одобрительной интонацией.

Благодаря ежедневным занятиям, ребенок не только будет действовать самостоятельно, у него разовьется вестибулярный аппарат, появится возможность самостоятельно добираться до предметов вокруг, что будет способствовать познанию окружающего мира и умственному развитию.

Учимся пользоваться ложкой

Перед тем, как научить ребенка есть самостоятельно, нужно знать особенности его развития.

Начинает мама применять ложку уже при первом прикорме, но это не означает, что малышу сразу же ее дают и требуют самостоятельности.

У ребенка в таком раннем возрасте не развита координация движений, даже если вы дали ему попробовать подержать ложку, а он случайно попал ею себе в рот, то радоваться рано.

Лучше всего дождаться осознанного действия, когда ребенок уже понимает значение данного столового прибора. Педиатры рекомендуют начинать приучать к самостоятельности в еде примерно с 1 года. Предварительно можно предложить ребенку самому взять со стола кусочки фруктов или печенье прямо рукой.

Первые попытки сопровождаются помощью матери, например, она набирает в ложку пюре и вкладывает ее в руки малыша, а тот сам отправляет ее в рот. Пюре должно быть вкусное и вызывать желание его съесть.

Полезные советы

Хорошим стимулом кушать самостоятельно будет совместный обед вместе со всеми членами семьи. Не приучайте ребенка кушать возле экрана телевизора или развлекая его игрушкой.

Начало пути будет долгим, малыш может отвлекаться и размазать еду по столу или на себе.

У многих первые попытки малыша есть самостоятельно вызывают чувство нетерпения, заканчиваются попытки тем, что мама забирает ложку и кормит дальше сама.

Можете начать кормление в две ложки, то есть одна находится в руках у ребенка и он изредка самостоятельно отправляет еду в рот, а другая — у мамы. В периоды, когда малютка отвлекается, подкармливают его с другой ложки.

Не спешите, не действуйте насильно, не ругайте ребенка, если он не захочет есть сам. Ведь и у малыша может быть плохое настроение или самочувствие.

Приучаем к чашке

После того, как малыш научился сам кушать, можно решать, как научить ребенка пить самостоятельно.

Избавлять от соски нужно как можно раньше, чтобы не испортить прикус ребенка. Попробовать напиться из чашки можно уже с 4 месяцев, только действовать аккуратно, чтобы малыш не захлебнулся.

Уже к 1 году давайте поильник, у которого две ручки. Это специальная кружка-непроливайка с узким носиком. Обучение лучше начинать с поильника с силиконовым мягким носиком. Ребенку он больше напоминает соску, чем твердый пластиковый. Уже к 6-7 месяцам давайте иногда на пробу малышу попить из такой посуды.

Только после того, как ребенок освоил поильник, начинайте обучение питью из чашки.

Рекомендации опытных мам

Чашку подбирайте яркую, красочную, легкую. Желательно, чтобы она имела две ручки, как на поильнике. Так малышу привычнее будет ее держать двумя руками.

Новая чашка должна нравиться ребенку, подберите ее с изображением любимой зверушки. Обязательно приобретайте только пластмассовые чашки хорошего качества, ведь ребенок может ее уронить на пол и разбить. Проверьте, чтобы посуда была экологичной.

Это, пожалуй, самая насущная проблема многих родителей. Ребенок с раннего возраста очень быстро привыкает засыпать рядом с мамой, но со временем это перерастает в большую проблему.

Во-первых, у мамы полно дел, и хочется их сделать пока ребенок самостоятельно спит на своей кроватке.

Во-вторых, часто возникают проблемы в личных взаимоотношениях между отцом и матерью, когда постоянно присутствует на взрослой кровати малыш.

Что предпринять, как научить детей быть самостоятельными? Препятствием будет отсутствие дополнительного укачивающего или успокаивающего предмета.

Это может быть соска или укачивание мамой, держание за ручки или поглаживания по головке, лежание рядом с взрослыми.

Не пропустите момент, когда при засыпании малыш выплевывает соску или показывает нежелание, чтобы его качали, выгибая спинку. Это первые признаки, что малютка готов к самостоятельному засыпанию.

Перекладывает его для сна в свою кроватку нужно как можно раньше. С возрастом это сделать все тяжелее. Можно подержать малыша за руку или погладить по голове, но лежать он должен в кровати и без предварительного укачивания. Понадобится терпение мамы, но, судя по отзывам многих родителей, задача вполне разрешимая.

Учим самостоятельно одеваться

Лучший возраст для обучения — это 2 года. Еще раньше малыш проявляет желание снять с себя шапку или колготы. Желание выполнить работу самостоятельно возникает только тогда, когда у ребенка развита моторика рук. Если вы следовали нашим советам и приучали малыша есть, пить, удерживать предметы в руке, то быстро поймете, как научить ребенка одеваться самостоятельно.

Именно с 2 лет малыш проявляет желание сделать что-то без помощи взрослого. В этот период родители должны дать ему возможность проявить себя, не торопить, не ругать за ошибки, а всячески поощрять самостоятельность.

Для начала покупайте одежду свободную, без сложных застежек, например, футболку и спортивные штаны на резинке. В первое время можно помочь малышу словом или делом.

Хорошо стимулирует соревновательный момент, особенно, если в семье есть старшие дети.

Вначале пусть ребенок, вставая с горшка, сам надевает трусы и штаны. Легко надеть шапку без завязок или удобные тапочки без застежек. Потом можно приступить к надеванию штанов. Выбирайте удачные моменты, например, когда малыш хочет скорее выйти на прогулку. Если ребенок желает надеть свою любимую вещь, дайте ему возможность выбирать.

Заключение

Следуя советам, как научить ребенка 2 лет самостоятельно выполнять процессы самообслуживания, вы сможете в дальнейшем развить в ребенке умение принимать самому решения, мыслить, что поможет ему в обучении в школе. Начинайте воспитание такого важного навыка с раннего возраста, тогда ваш ребенок вырастет инициативным и самостоятельным.

Источник: http://fb.ru/article/402902/kak-nauchit-detey-byit-samostoyatelnyimi-prostyie-primeryi-i-sovetyi

Как научить ребенка самостоятельности?

Как научить ребенка быть самостоятельным

Воспитание самостоятельности у детей – один из самых актуальных вопросов для пап и мам, которые стремятся к тому, чтобы научить ребенка делать выбор, ставить цели, справляться с проблемами и преодолевать препятствия. Воспитанная в детях самостоятельность помогает им во взрослой жизни брать на себя ответственность за себя и близких.

Воспитание любого ребенка – сложный процесс, в котором родители нередко допускают ошибки, в том числе при попытках научить ребенка быть независимым.

Распространенные родительские заблуждения:

  • «Нашему малышу слишком рано что-то делать самому». Боязнь родителей, что отпрыск не справится с элементарными вещами, приводит к формированию капризного, беспомощного, избалованного маленького человека. Такое воспитание ребенка даст плачевный результат во взрослой жизни: неумение общаться с людьми, низкая приспособленность к жизни, неспособность принять самостоятельное решение. В такой ситуации не просто не будет самостоятельности в детях, но и родители станут жертвами, поскольку отпрыски будут требовать от них внимания и помощи из-за своей несостоятельности.
  • «Наш малыш должен всему научиться сам, и наша помощь ему не нужна». В детях самостоятельность не развивается без посторонней поддержки. И это ошибка, поскольку каждый вновь приобретенный навык является большим достижением для малыша, и он нуждается в похвале и внимании со стороны родителей. Модель воспитания ребенка, где на него не обращают внимания, порождает робость, страх перед людьми и неуверенность.
  • «Наш ребенок неумеха и учится слишком медленно, лучше мы сами сделаем все быстро». Результатом подобного заблуждения является абсолютная неприспособленность к жизни и возникающим препятствиям на пути к достижению целей. Хотя воспитание ребенка подобным образом вряд ли будет способствовать формированию каких-то конкретных целей.

Безжалостное пресечение в детях зачатков самостоятельности, как и небрежное отношение к отпрыску нивелируют шансы последнего на независимый успех.

Воспитание самостоятельности у детей: практические советы

Развитие у детей самостоятельности предполагает систематические и регулярные занятия с ними, а также терпение и мудрость.

Практические советы, которые помогут научить ребенка быть независимым и решительным:

  • Вдохновляйте малыша на новые свершения: не мешайте проявлять себя в попытках самостоятельности, поощряйте, хвалите, даже если у него пока не получается. Воспитывайте в ребенке уверенность и в следующий раз, приободренный вашими похвалами, он все сделает гораздо лучше.
  • Уделяйте больше времени малышу для оттачивания новых навыков, например, завязывать шнурки. Воспитание самостоятельности у крохи предполагает выполнение задачи не за него, а вместе с ним.
  • Ребенка научить чему-либо всегда легче с помощью игры. Монотонность дети не любят, а вот к занятиям с игровыми элементами всегда стремятся.
  • Самостоятельность в детях формируется и при помощи определения круга обязанностей, например, по дому. Это может быть уход за домашним питомцем, уборка игрушек или всей комнаты. Важно не поддаваться на капризы и отказы, иначе ребенок поймет, что вами легко манипулировать.
  • Воспитание у детей самостоятельности подразумевает объяснение, что такое ответственность и важность выполнения обещанного.
  • Научите ребенка делать выбор, предоставляйте ему возможность принимать решения: что надеть, что обуть, какую прическу сделать.
  • Просьбы родителей в чем-то помочь им развивают стойкую самостоятельность в детях. Попросите малыша помочь убрать вам на кухне, например. Обязательно хвалите за старания и поощряйте.
  • Научите ребенка жить по распорядку дня. Соблюдайте баланс между свободным времяпрепровождением и четкими режимными задачами. Контролируйте выполнение распорядка, самостоятельность в выполнении задач, но не навязчиво.

Помните, что ваш малыш – личность, а потому снисходительность при попытках научить ребенка быть инициативным неуместна. Покажите ему, как вы дорожите его мнением и самостоятельностью, и положительных результатов станет в разы больше.

Табу при воспитании самостоятельности у ребенка

Воспитание самостоятельности у детей подразумевает соблюдение родителями баланса процесса. Существуют запретные приемы, которые способны разрушить воспитательную концепцию, и родителям их лучше избегать:

  • Воспитание ребенка не предполагает постоянное его одергивание и демонстрацию ошибок. Не нужно оценивать и комментировать все действия вашего ребенка без крайней надобности – у него появится стойкое чувство неуверенности в себе и потребность в одобрении всех и каждого. Развитие у детей самостоятельности зависит, в том числе от того, позволите ли вы ему найти свой способ решения проблемы.
  • Не делайте все сами вместо своего отпрыска. Воспитание ребенка и формирование у него самостоятельности происходит с помощью проявления малышом инициативы. Пусть эта инициатива будет неумелой и на первом этапе ни к чему не приведет, но она должна быть.
  • Не ругайте малыша за медлительность – в воспитании ребенка важна неторопливость. Давление взрослых и постоянное поторапливание приведет к полному отказу что-либо делать.
  • Не «душите» отпрыска своей опекой и догматами воспитания, даже если вы боитесь за него. Научите ребенка смело смотреть в глаза препятствиям и преодолевать их. В воспитании ребенка важно быть увереннее, иначе чадо почувствует ваш страх и проникнется этим чувством.
  • Не вмешивайтесь в попытки вашего отпрыска решить проблему. Помогите советом, но не решением.

Хотите развить в детях самостоятельность? Наберитесь терпения, мудрости, чуткости и уверенности в своих силах, и возможностях вашего отпрыска.

Как мотивировать ребенка быть самостоятельным?

В детях самостоятельность воспитывать гораздо легче, если правильно их мотивировать. Несколько рекомендаций, как мотивировать ребенка и научить его быть самостоятельным:

  • Продемонстрируйте малышу последствия его лени. Воспитанию в детях самостоятельности поспособствует, например, ситуация с фломастерами: если они засохнут из-за того, что малыш забыл их упаковать, не торопитесь покупать новые. Пусть рисует карандашами, а при намеке на покупку новых фломастеров говорите, что не уверены в рациональности покупки, ведь новые тоже могут засохнуть. Воспоминания об отсутствии фломастеров впоследствии будут мотивировать его следить за своими вещами, даже если не хочется.
  • При воспитании ребенка будьте рациональны. Предположим, не заставляйте малыша раскладывать игрушки по местам после каждой игры. Дети дошкольного возраста возвращаются к прерванному виду деятельности через каждые 15-20 минут, потому уборка после игры будет занимать у него больше времени, чем все остальное. Попросите разложить игрушки по местам перед сном – один раз в день – это целесообразно, потому что они мешают комфортному передвижению в темноте. Такое объяснение будет понятно, а значит, ребенок научится полезной и разумной деятельности.
  • Воспитание предполагает конкретизацию обязанностей. Объясняйте малышу, зачем ему их выполнять. Например: «После ужина убери свою тарелку и помой ее, чтоб в следующий раз ты ел из чистой посуды».
  • Воспитывая в детях самостоятельность, четко формулируйте цель и смысл всего, что они делают. При воспитании ребенка не играйте на его самолюбии, откажитесь от выражений вроде «все дети сами обуваются» или «над тобой будут потешаться, когда увидят, что родители одевают тебя». Маленький человек не мотивируется негативом, лучше рассказать ему, сколько положительного принесет ему самостоятельность. Например: он успеет посмотреть начало мультфильма, нарисовать 5 картин, дольше покататься с горки.
  • Развить в детях самостоятельность помогает периодические просьбы рассказать, каковы дальнейшие планы у малыша. В близлежащей перспективе, конечно. Он обязательно задумается, чем бы ему заняться, тем самым принимая решение и делая выбор.

Научить ребенка самостоятельности возможно при помощи настойчивости, даже при отсутствии ожидаемых результатов на первом этапе. Неудачи не должны становиться поводом для отказа от поставленных целей воспитания. Для детей самостоятельность – это возможность продемонстрировать свои умения и навыки и шанс стать цельной личностью в будущем.

Источник: https://iqclub.ru/blog/2018/03/kak-nauchit-rebenka-samostoyatelnos/

Не хочу, я маленький! Как научить ребёнка быть более самостоятельным

Как научить ребенка быть самостоятельным

Каждый родитель хочет, чтобы ребенок скорее начал ходить на горшок, самостоятельно есть, одеваться и вообще обслуживать себя. Но на деле всё выходит не так-то просто: малыш капризничает, просит маму покормить и совершенно не хочет одеваться сам. Чтобы этого не случилось, есть ряд правил приучения ребёнка к самостоятельности. Разбираемся в этой теме вместе с психологом.

Свободу малышам

Для начала осознайте сами, что ваш ребёнок — не ваша собственность. Он — личность. И если вы сами будете его от всего уберегать, ограничивая тем самым свободу, он не вырастет самостоятельным человеком.

Задачи — по возрасту

В то же время свобода должна быть дозированной, а задачи — по возрасту. Например, трёхлетка может вытереть пыль со стола, а семилетний ребёнок — вынести мусор. Если давать малышу задания, с которыми он не справится, он будет разочарован. Со временем роль беспомощного, ни с чем не справляющегося ребёнка может к нему «приклеиться» навсегда и неблагоприятно сказаться на самооценке малыша.

Отсутствие напряжения

«Ты должен сделать пипи!» — нервно кричит мама, усаживая ребёнка на горшок, и он, конечно же, ничего не делает. Всё дело в настрое и гнетущей атмосфере. И ещё хуже, если за неудачу малыш получает выговор или шлепок по попе.

Евлалия Просветова психолог, ведущий детско-родительских групп «Родители и дети», г. Москва: «В вопросах самообслуживания самое главное — отсутствие насилия и напряжения со стороны взрослых. Как только взрослые расслабляются, навык прививается сам собой, если ребенок к этому готов».

Кризис во благо

На самом деле к самостоятельности малыш стремится с самого рождения, например, когда сам берёт грудь матери или хватает в руки игрушку. В возрасте около 3-х лет наступает кризис, когда происходит эмоциональное отделение ребёнка от мамы. 

Евлалия Просветова: «В этот период, если предоставить малышу достаточно свободы и ответственности в тех ситуациях, где он готов их взять (а вопросы самообслуживания очень часто такими ситуациями и являются), то у малыша есть все шансы существенно продвинуться и освоить новые навыки».

Занятие по нраву

Постарайтесь увлечь ребенка любым процессом, даже если речь идёт о том, чтобы приучить малыша к горшку. Лучше всего доверять ребенку новое дело, когда он просит или хочет сделать это сам, либо заранее спросить, например: «Попробуешь сам одеться?»

Личный пример

Мама моет пол, дочка тоже просит тряпку. Стандартная ситуация, потому что личный пример заразителен и отлично стимулирует самостоятельность ребёнка. 

Евлалия Просветова: «Личный пример помогает использовать такой прекрасный механизм, как подражание. С помощью подражания дети осваивают очень многое. Так заложено природой».

Кстати, не обязательно демонстрировать личный пример самим родителям. К примеру, при приучении малыша к горшку можно ориентироваться на любимых игрушек: посадить на один горшок ребёнка, а на другой — любимую куклу. И обязательно похвалить обоих, если всё получилось. 

По частям

Некоторые важные дела не даются малышам сразу. Например, когда речь идёт о самостоятельном одевании. Маленькая хитрость — поделить этот ритуал на две части. Сначала надеваем колготки и кофты, затем отдыхаем, играем и разбираемся с верхней одеждой. Личный пример здесь действует на ура, а ещё можно параллельно одеть куклу. Тогда и стимул появится: кукле жарко — нужно одеваться скорее!

Время на дело

Предоставляя ребенку возможность самому сделать что-то, не торопите его и не ограничивайте по времени. 

Евлалия Просветова: «Очень важно предоставить ему столько времени, сколько нужно для освоения навыков. Взрослые, чтобы лучше понять малыша, могут вспомнить, как они осваивали что-то, например, учились играть на музыкальном инструменте или водить машину. Сколько времени, спокойствия и понимания того, кто их обучал, требовалось им самим?»

Очень хорошо помогают в любом деле песочные часы. Например, мама ставит перед малышом часы и предлагает: «Попробуй почистить зубки сам, но столько времени, чтобы весь песок пересыпался из верхней части часиков в нижнюю». Так вы приучаете ребенка выполнять не самое любимое дело дольше, чем ему бы хотелось, но при этом даете ощущение, что это дело скоро завершится.

Без переделок

Малыш решил застегнуть самостоятельно рубашку и сделал это криво? Не ругайте, не критикуйте и старайтесь не переделывать на его глазах. Пусть походит в чуть кривой рубашке или отправится гулять в красной шапке вместо синей, не страшно. Зато он сделал это сам!

Помощь по требованию

Многие родители сами виноваты в том, что их дети не самостоятельны. Все потому, что они всё за них делают и несутся на помощь, едва ребёнок начинает осваивать какой-то навык.

Евлалия Просветова: «Помогать надо, стоит делать что-то за ребенка только тогда, когда малыш не справляется сам. Лучше всего подождать того момента, когда ребенок сам обратится за помощью. 

Важно и дозировать помощь. Например, можно выполнить все действия одевания, но какой-то самый последний шаг оставить малышу сделать самостоятельно. В следующий раз — два шага. Когда малыш будет готов пойти дальше — три шага. Так он бережно освоит навык».

Через «не хочу»

Как раз через «не хочу» в этом деле идти не стоит. Если ребёнок не хочет что-то делать самостоятельно, разберитесь в причинах. Например, он наотрез отказывается одеваться сам.

Обсудите с ним детали одежды: возможно, он не хочет надевать именно эту кофту. Дело не в одежде — договоритесь: он надевает штаны, вы — одеваете свитер. Все равно не хочет — оденьте сами, а в следующий раз договоритесь.

Постепенно он будет одеваться сам.

Можно попробовать посоревноваться («кто быстрее соберётся на улицу, мама или ты?»), вспомнить птичку, которая пролетает мимо и заглядывает в окошко, придумать настоящее важное дело, которое надо скорее выполнить во дворе, например, покормить воробьёв.

В кормлении преодолеть «не хочу» помогают тарелочки с нарисованными картинками на дне (давай поищем ослика, он спрятался! Надо только кашку кушать самой) и реальные зрители, радующиеся самостоятельности ребёнка. Отлично подходят игрушки из-под киндер-сюрпризов: их можно ставить вокруг тарелки ребёнка и рассказывать, как им приятно, что малыш ест сам.

А если дело не идёт с горшком, объясните ребёнку, это плохой горшок, он виноват! Мы его выбросим и купим другой, и с новым всё будет получаться. Устройте торжественные проводы старому горшку и вместе выберите в магазине другой. 

Советоваться

Чаще советуйтесь с ребёнком: «Как думаешь, что нам купить к чаю?» Это разовьёт самостоятельность. Но всё должно быть в пределах разумного. К примеру, не стоит полагаться на выбор ребёнка в сложных вопросах. 

Евлалия Просветова: «Границы очень важны. Малышу важно давать свободу и выбор в тех вопросах, которые касаются непосредственно его. Но он не может навязывать свои ценности всем окружающим людям. Все члены семьи имеют одинаковое право голоса, здорово, чтобы малыш знал это с детства».

И не стоит забывать, что даже очень самостоятельному ребёнку необходим родительский контроль, забота, любовь и совет взрослого человека. Малыш становится старше, но вы по-прежнему ему необходимы.

Читать дальше

Источник: https://dailybaby.ru/magazine/articles/ne-khochu-ia-malenkii-kak-nauchit-rebionka-byt-bolee-samostoiatelnym

Самостоятельный ребенок или Как научить ребенка быть самостоятельным

Как научить ребенка быть самостоятельным

Ваш малыш, кажется, еще только недавно научился говорить, а уже гордо заявляет: «Я сам!» В ребенке просыпается личность, и стремление к самостоятельности совершенно оправданно. Бывают и противоположные ситуации.

Например, вы торопитесь отвести малыша в садик и на ходу ему бросаете: «Застегивайся сам!» Ребенок, оскорбленный маминым невниманием, требует: «Помоги мне!» Тут важно соблюсти золотую середину, не оказывая давления и помогая собственным примером.

Что малыш умеет к трем годам

Развитие ребенка от одного года до трех лет специалисты считают необычайно важным этапом в его жизни, а возраст три года называют серединой пути «психологического роста человека от момента рождения до зрелого возраста». Всего лишь за два года ребенок совершает огромный скачок в своем развитии. Он овладевает навыками приема пищи, личной гигиены, опрятности.

Еще вчера он был беспомощным младенцем, а к полутора годам уже уверенно ходит, переступая через барьеры, старается есть ложкой, пить из чашки, которую держит сам одной рукой. Малыш умеет снимать ботинки, стягивать носки, активно участвует в мытье и вытирании рук.

В два года ребенок уже ест и пьет самостоятельно, используя ложку и чашку, сам снимает расстегнутую куртку, шапку. Самостоятельно моет руки и лицо, вытирает нос, когда ему дают платок.

А в три года ребенок ест вилкой, помогает накрывать на стол и убирать со стола. Надевает самостоятельно одежду и обувь. Умеет застегивать и расстегивать молнию и большие пуговицы. Моет руки с мылом, с помощью взрослого чистит зубы, под присмотром взрослого ходит в туалет (снимает штанишки, садится на горшок, сам надевает штанишки).

Освоение окружающего мира

Все эти навыки не возникают сами по себе, ребенок усваивает их, взаимодействуя со взрослым. Ошибочным является мнение, что, достигнув определенного возраста, ребенок всему научится сам. Окружающий мир наполнен для малыша множеством новых предметов.

Чтобы быстрее узнать их назначение, маленький человечек постоянно наблюдает за взрослыми, пытаясь понять, что делает мама или папа с незнакомыми вещами.

Взрослый для малыша — это человек, умеющий творить чудеса с зубной щеткой и полотенцем, ложкой и чашкой, а значит, он — пример для подражания.

Очень важно, чтобы близкий человек был не только наставником, но и помощником, участником совместных дел. Ребенок нуждается в том, чтобы взрослый сотрудничал с ним в деле, организуя его, помогая в трудную минуту, подбадривая при неуспехе, хваля за достижения.

На пути к самостоятельности ребенка будут подстерегать различные трудности.

Так как общая и мелкая моторика малыша еще несовершенна, движения недостаточно координированы, будут и опрокинутые тарелки, и разбитые чашки, и мокрые рукава.

Надо постараться не допускать вспышек гнева в адрес ребенка, лучше успокоить его и сказать, что в следующий раз обязательно получится. Поддержка мамы или папы необходима, чтобы ребенок поверил в свои силы.

Часто родители задают вопрос: «Как поступить если ребенок уже умеет сам одеваться, кушать, но не хочет этого делать?» Для начала необходимо запомнить золотое правило — ребенок не умеет лениться. Если он чего-то не делает в данный момент, значит, у него есть на это веские причины.

Может быть, эта одежда ему не нравится, может быть, он устал и не в состоянии есть сам, а может, ему просто хочется вашего внимания. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка делать что-то насильно. Надо встать на его позицию, понять, в чем дело, и помочь ему.

Пройдет совсем немного времени, и он все будет делать сам.

Родителям необходимо как можно больше говорить со своими малышами, демонстрировать им назначение различных предметов и комментировать собственные действия. Например, моя руки годовалому ребенку, мама может сказать следующее: «Сейчас мы с тобой откроем кран, возьмем мыло, намылим руки. Вот так.

Смоем мыло и вытрем руки полотенцем. Молодец!» И так должны объясняться любые действия, совершаемые вместе с ребенком, и не один раз, а постоянно, пока ребенок не запомнит. Ведь для того, чтобы ребенок научился делать что-то самостоятельно, он должен усвоить алгоритм выполнения каждого действия.

Вместе наводим порядок

Для удобства ребенка необходимо определить территорию, на которой он будет полноправным хозяином. Лучше, если это будет отдельная комната. Необходимо дать ему понять, что играть в игрушки надо в детской, что нельзя разбрасывать их по квартире.

Прежде всего, просьба убрать игрушки должна звучать доброжелательно. Пусть уборка не превращается в наказание, желательно, чтобы она стала заключительной частью игры.

Хорошо, если мама начнет убирать игрушки вместе с ребенком, обязательно проговаривая, что именно они убирают, куда и зачем: «Смотри, эту книжку мы положим на стол — там уже лежат другие книжки, а машинки пусть спят в коробке.

Как чисто теперь в комнате! Молодец!» Если подобная совместная работа будет проводиться систематически, каждый вечер, в доброжелательной атмосфере, ребенок вскоре приучится выполнять ее самостоятельно. Для того чтобы облегчить малышу процедуру уборки, можно использовать маркировку на коробках или на стеллажах.

Например, на коробке, в которой хранятся машинки, можно нарисовать машинки, на пакете с мячами изобразить мяч и т.д.

Если у родителей есть необходимый запас времени и терпения, можно превратить уборку игрушек в занимательную игру. Например, уборка может быть укладыванием игрушек спать и стать необходимым вечерним ритуалом для малыша.

Если мама считает, что чистота и порядок в доме необходимы, надо ввести правило убирать за собой игрушки. Пусть ребенок уяснит себе, что ему будут читать книжку или рисовать с ним только в чистой комнате.

Но малыш должен знать, что это правило для всех членов семьи.

Если же родители предъявляет ребенку ультиматум: уберешь игрушки — буду тебе читать, не уберешь — не буду, то малыш, скорее всего, сделает вывод о том, что мамину или папину любовь и внимание необходимо ежедневно «зарабатывать».

Существует другая грань этой проблемы. Многие родители, стремясь освободить для себя большее количество времени, идут по пути наименьшего сопротивления и быстро убирают игрушки сами.

Этого делать не следует, так как ребенок быстро сообразит, что у папы или мамы уборка получается намного лучше, чем у него, и будет стремиться переложить ее на ваши плечи.

Когда малыша приучают аккуратно складывать игрушки, книжки к книжкам, куклы к куклам, машинки к машинкам, таким образом, автоматически определяется место для каждой вещи. Ребенок этот порядок запоминает и старается следовать ему.

Приучаем ребенка есть самостоятельно

Как только ребенок научился держать ложку, ему необходимо давать ее каждый раз, как только он садится есть.

Кушать аккуратно малыш сможет не сразу. Сначала он будет переворачивать ложку, не донося до рта, промахиваться, пачкать лицо, одежду. Ничего страшного в этом нет. Надо просто набраться терпения и купить фартучек.

Родители обычно переживают, что ребенок останется голодным после такого кормления. Чтобы этого не произошло, мама должна помочь малышу. Пусть она кормит кроху одной ложкой, а другой ребенок ест сам.

При этом надо говорить: «Посмотри, как мама кладет кашку на ложечку. Теперь попробуй сам. А теперь ложечку в ротик.

Вот умница!» На этом этапе главное — сдерживать свои эмоции, не ругать ребенка за неизбежные промахи.

Некоторые родители дают малышу ложку не для того, чтобы он ел, а для того, чтобы его отвлечь, чтобы он «играл в еду». Это неверно. Позволив ребенку несколько раз баловаться таким образом, в дальнейшем будет очень сложно приучить его есть самостоятельно.

Если родители будут относиться к тому, как ребенок ест, несерьезно, то он подумает, что с ним играют и радуются тому, что часть каши оказалась на полу. И в следующий раз малыш неосознанно повторит то движение, которое так развеселило маму и папу.

Обычно дети осваивают навык есть самостоятельно уже к двум годам.

Приучаем ребенка к горшку

Необходимо правильно выбрать горшок. Он не должен быть похож на игрушку. В противном случае ребенок, садясь на него, забудет о его прямом назначении и отвлечется на игру. А если горшок будет неудобным, то у малыша возникнут неприятные ощущения и он от него откажется.

Приучать ребенка к горшку надо постепенно. Необходимо заметить, через какие промежутки малыш писает и стараться вовремя его сажать на горшок. Ни в коем случае нельзя делать это насильно, иначе у малыша будут связаны с этим предметом неприятные ассоциации, надо постараться уговорить ребенка.

Малыш может просидеть на горшке какое-то время, встать и написать рядом. Не надо раздражаться, ведь крохе пока еще не понятно, чего от него хотят.

Следует каждый раз, замечая мокрые штанишки, объяснять ребенку, что писать надо в горшок. Когда малыш поймет, для чего нужен этот предмет, он может садиться на него, не снимая штанишек, что естественно, потому что ребенку сложно запомнить последовательность выполнения действий.

Как уже говорилось, необходимо комментировать все, что вы делаете: «Принеси горшочек. Давай снимем колготки, снимем трусики, сядем на горшок, пописаем. Теперь вставай, надевай трусики, колготки. Вот какой умница!» И так каждый раз, пока ребенок не будет правильно садиться на горшок самостоятельно.

К трем годам малыша уже можно начинать приучать садиться на унитаз, используя при этом специальное детское сиденье.

Учим одеваться

Во время одевания мама должна показывать ребенку, как правильно надевать вещи, в какой последовательности. Необходимо говорить при этом: «Давай сначала наденем трусики, потом колготки. Затем маечку, рубашку. Покажи мне, как ты сам умеешь одеваться. Молодец!»

При одевании следует соблюдать основное условие: надо учить ребенка надевать все вещи правильно с самого начала и обращать на это его внимание. Переучивать всегда сложнее, лучше изначально формировать верный навык.

Можно заметить, какие вещи ребенок носит с особенным удовольствием. У него наверняка есть любимые рубашки или платья. Когда вы только начинаете учить ребенка одеваться, лучше давать ему сначала то, что ему очень нравится. Тогда малыш будет получать положительные эмоции от этого процесса.

Одевание занимает много времени. Поэтому когда мама торопится, например, отвести ребенка перед работой в детский сад, лучше, если она оденет ребенка сама. Иначе, постоянно подгоняя его, она испортит настроение и малышу, и себе. Приучать ребенка одеваться необходимо в спокойной обстановке. При этом обязательно нужно находиться рядом и помогать ребенку.

Приучая ребенка к самостоятельности, родители должны учитывать все «подводные камни» этого процесса. С одной стороны, нельзя подавлять стремления малыша, даже когда он что-то делает не так.

Если ребенка будут ругать за неудачи, у него может пропасть желание овладевать новым для него навыком. С другой стороны, надо мягко, но настойчиво объяснять, что он делает неправильно и почему. Лучший учитель — всегда друг. Ребенок — это еще не сформировавшаяся личность, но уже личность.

Многое в его будущей жизни зависит от тех близких людей, которые поддерживают малыша с первых шагов.

И, может быть, главное правило — последовательность во всем. Не следует быстро сдаваться, если ваш малыш не хочет брать в руки ложку или надевать штанишки. Шаг за шагом, он научится всему тому, чего и вы когда- то не умели делать.

Из личного опыта

Анастасия: Моя дочка начала самостоятельно одеваться, когда мы купили шкаф-купе с большим зеркалом. Ей нравилось смотреть на себя в разных одеяниях. Так, постепенно она привыкла одеваться сама.

Диана: Мы с мужем обожаем вечера, когда всей семьей можно посидеть за столом, поужинать и поговорить. Когда нашему малышу исполнилось два года, мы стали сажать его рядом с нами, и вместе ужинали всей семьей.

Сначала я кормила его сама, но настал момент, когда сын забрал вилку из моей тарелки и попытался есть самостоятельно. Пришлось купить ему набор: детскую ложку, вилку и нож.

С этих пор сын начал пользоваться своим набором и ест сам.

Наталья: Моему сыну два с половиной года. Он любит играть в машинки, и перед сном обычно оставлял их разбросанными по всей квартире. Однажды папа ему рассказал, что дом для машин называется гараж. Сын очень заинтересовался, мы вместе нашли коробку и назвали ее «Гараж». Теперь он охотно складывает все машинки туда.

Татьяна: Мы решили научить нашу трехлетнюю дочку причесываться. Но она говорила, что расческа «царапается».

Мы купили ей деревянную расческу, посадили куклу и сказали: «Смотри, какая она растрепанная, может быть, ты ее причешешь?» Когда дочка выполнила нашу просьбу, мы объяснили, как кукле нравится быть красивой.

Через неделю я заметила, что дочка стоит перед зеркалом и причесывается, я похвалила ее. Теперь проблема решена.

Несколько полезных советов

* Не отказывайте малышу в своей помощи, даже если вы очень заняты. Помните, что дети очень ценят свою самостоятельность, и если ребенок все же обратился к вам, значит решить данный вопрос он не в состоянии.

* Чаще говорите ребенку, что вы его любите. Пусть малыш знает, что вы любите его за то, что он есть, а не за то, что он слушается, убирает игрушки, съедает кашу и т.д.

* Чаще хвалите малыша, называйте его своим помощником, просите о помощи и не забывайте говорить спасибо. Давайте понять, что без него вы не справились бы с этой сложной задачей.

Приучение ребенка к самостоятельности — это долгий процесс, требующий терпения. Одно из главных правил — последовательность во всем.

Если родители начали прививать ребенку определенный навык, то необходимо, не раздражаясь, объяснять малышу, что у него уже получилось, а что еще нет.

Не следует быстро сдаваться, если ваш малыш не хочет брать в руки ложку или надевать штанишки. Шаг за шагом, он научится всему тому, чего и вы когда-то не умели делать!

Галина Кузнецова Старший преподаватель кафедры педагогики Московского государственного педагогического университета, к.п.н.

Журнал «Мама и Малыш»

Источник: https://www.u-mama.ru/read/obaby/forthree/3503.html

Как приучить ребёнка к самостоятельности

Как научить ребенка быть самостоятельным

Все мы рождаемся маленькими и беспомощными, лишь потом обретаем новые навыки, необходимые для взрослой жизни. Самостоятельность приходит со временем, по мере того, как грудные малыши становятся старше, идут в школу, взрослеют. Тем не менее, многие родители застревают на начальных стадиях этого процесса и продолжают делать многие вещи за своих детей.

Нет тотальному контролю!

Конечно, вы можете следить за поведением и действиями своего ребенка, но делать это необходимо скрытно. Постарайтесь увидеть в ребенке индивидуальность, а не просто набор положительных и отрицательных качеств. Подмечайте моменты, когда вы неумышленно или сознательно начинаете давить на ребенка, чтобы пресекать подобные случаи.

Помните, что социальная среда с легкостью может манипулировать родителями, изменяя ваше мнение о ребенке в худшую сторону. Например, воспитатель или учитель может сказать вам, что малыш слишком ленив, чтобы вызвать у вас ответную реакцию. Не стоит действовать сгоряча, ведь ребенок просто мог устать или плохо себя чувствовать.

Игрушки для самостоятельных детей

  • Даже младенцев привлекают яркие рисунки в красивых книжках, ведь рассматривать их можно часами. Ознакомьте ребенка с основными природными явлениями, животными, героями сказок и другими, чтобы пробудить у него желание продолжить изучение мира литературы своими силами.
  • Цветные карандаши, краски и фломастеры всегда приносят творческим детям радость.

    Возможность самим воссоздавать на бумаге различные узоры вселяет в малышей уверенность, что они могут самовыражаться. Прикрепите к стене ватман, на котором ребенок будет рисовать в свободное время.

  • Все дети непременно должны иметь в своем распоряжении мягкие игрушки, кукол, роботов, а также других реальных и вымышленных существ.

    Их можно «кормить», переодевать в разные наряды, передвигать… Эти простые, казалось бы, действия учат малышей быть ответственными.

Ни в коем случае не смотрите на ошибки ребенка как на его неудачи. Постарайтесь увидеть в них возможность научить малыша чему-то новому.

Попытайтесь привить малышу понимание того факта, что непредвиденные оплошности и досадные заблуждения являются неотъемлемой частью нашей жизни.

Привычный для всех дошкольников вид деятельности — это, конечно, игровая форма обучения. Как можно чаще превращайте будничные дела в забавные развлечения. Так ребенок гораздо быстрее овладеет новыми навыками, нежели под давлением утомляющих родительских напутствий и указаний.

Устройте веселые соревнования, кто из вас с малышом быстрее оденется на прогулку или застелет кровать.

Вместе с ним нарисуйте на плотной бумаге распорядок его дня и повесьте на двери в его комнате в качестве наглядного напоминания о последовательности запланированных действий.

Помимо всего прочего, вы можете придумать уникальный смешной ритуал подготовки к завтрашнему дню, например, заполнение игрушечного ежедневника. Не стесняйтесь демонстрировать все возможности своей фантазии!

Что должен делать ребенок в разном возрасте?

1. От года до трех

Развитием самостоятельности необходимо заниматься еще с самых первых месяцев жизни малыша. Уже в семь-восемь месяцев позволяйте ему держать ложку в руках, пользоваться ею, пусть и не совсем аккуратно.

2. От трех до пяти лет

В этом возрасте малыш может самостоятельно выбирать себе одежду из предложенных вами вариантов, а также соблюдать элементарные правила личной гигиены наподобие умывания и чистки зубов.

3. От пяти до семи лет

Ребенок способен сам убирать свою посуду после приема пищи и разделять грязную одежду перед стиркой на белую и цветную. Кроме того, ему под силу одеваться (возможно, за исключением сложных застежек) и накрывать на стол.

4. Первый класс

Этот период для ребенка — время проб и ошибок на собственном опыте. Он должен самостоятельно собираться в школу еще до завтрака, вытирать пыль в своей комнате, складывать вещи на полках в шкафу.

5. Второй класс

В этом возрасте дети должны уметь определять время по стрелкам на механических часах, мыть посуду, готовить простые завтраки, пользоваться микроволновой печью и пылесосить в доме.

6. Третий класс

Подходя к окончанию начальной школы, ребенок обязан самостоятельно убираться на своих полках в шкафу, писать список необходимых продуктов и делать недорогие покупки с разрешения родителей.

Лучшая основа для формирования ответственности у ребенка — это теплые и доверительные отношения с родителями и другими членами семьи. Направляйте на это все свои усилия, и тогда у вас обязательно получится вырастить самостоятельного и ответственного человека!

по теме:

Источник: http://mamamozhetvse.ru/kak-priuchit-rebyonka-k-samostoyatelnosti.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.