Гиперактивный ребенок: стоит ли так бояться?

Содержание

Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога и рекомендации родителям гиперактивных детей

Гиперактивный ребенок: стоит ли так бояться?

Зачастую наиболее часто встречаемой причиной гиперактивности ребенка является нехватка внимания. Своей чрезмерной подвижностью и занятостью он пытается привлечь родителей, сверстников, учителя к себе.

Иногда же такой причиной может стать особенность характера человека. Однако наибольшее влияние имеют многие другие факторы: в группе риска дети, которые появились на свет через кесарево сечение, искусственники и т. д.

Поэтому достаточно важно разобраться в первопричине.

Судя по статистическим данным, гиперактивность встречается практически у каждого двадцатого ребенка, кстати, следует отметить, что у мальчиков в два-три раза чаще. Получается, в учебном классе можно встретить как минимум одного малыша с чрезмерной активностью. Советы родителям гиперактивного ребенка раздают все кому не лень, но на самом деле прислушиваться нужно лишь к специалистам.

На протяжении долгого времени данный диагноз считался лишь особенностью поведения ребенка, но совсем недавно было доказано, что это является психическим отклонением, которое нельзя исправить простыми педагогическими методиками. И если в семье есть гиперактивный ребенок, что делать родителям? Советы психолога помогут в этом разобраться.

Что интересно, в 1970 году были проведены исследования, которые показали: в основе данного заболевания лежат физиологические и генетические причины, и сам синдром относится не только к педагогике и психологии, но и связан с медициной.

Основные причины возникновения

  • Недостаток необходимых гормонов в организме ребенка.
  • Перенесенные заболевания и травмы.
  • Болезни матери во время беременности.
  • Любые болезни, которые перенес ребенок еще младенцем. Они могли повлиять на работу мозга.

И вне зависимости от того, что медицина достигла больших успехов в данном вопросе, и существуют фармакологические методы лечения и психолого-педагогические, все же детская гиперактивность считается неизлечимым синдромом, которую можно скорректировать в подростковом возрасте.

Исходя из этого, постараемся сделать выводы и дать рекомендации: гиперактивные дети, что делать родителям?

Советы психолога смогут помочь адаптироваться малышу к социуму и в дальнейшем стать всесторонне развитой личностью.

Болезнь в зрелом возрасте

На самом деле многие взрослые люди страдают от данного заболевания, но чаще всего их попросту считают чересчур импульсивными, активными и взбалмошными. Данный синдром возникает в детстве, он еще не до конца исследован, поэтому не доказано, что оно остается и в более зрелом возрасте.

Как распознать гиперактивного ребенка

С первыми признаками родители могут столкнуться сразу: детки плохо спят, много плачут, в течение дня очень раздражительны, могут реагировать на любой шум и смену обстановки.

Гиперактивный ребенок в год уже начинает проявлять себя, например, в речевой задержке, неловких движениях из-за нарушенной моторики. Тем не менее он постоянно активен, пытается идти, двигаться, он суетлив и подвижен.

Его настроение также постоянно меняется: в один момент ребенок веселый и радостный, а в следующую минуту он может резко закапризничать. Итак, перед вами гиперактивный ребенок (1 год).

Что делать родителям? Таким детям придется уделять намного больше внимания, и для достижения результатов необходимо приложить усилия.

Критичный возраст

Когда дело доходит до подготовительных занятий, ребенку также сложно сосредоточиться на одном задании: он не может усидеть на месте, довести до конца хотя бы одно дело или же сделать упражнение внимательно и сосредоточенно. Малыш делает все спустя рукава, чтобы закончить работу и приступить к чему-то новому.

Разумные советы родителям гиперактивного ребенка может дать только специалист, также как и распознать гиперактивность. Но прежде чем обратиться к профессионалу, мать и отец должны понаблюдать за своим чадом, определить, насколько чрезмерная активность и импульсивность мешает ему в обучении и построении взаимоотношений со своими сверстниками. Какие ситуации настораживают?

Основные симптомы

  1. Невнимательность. Ребенку всегда сложно сосредоточиться на задании или игре. Родителям постоянно приходится напоминать о будничных делах, ведь ребенок попросту забывает о них, а еще постоянно ломает или теряет свои вещи. Кроме того, нарушено внимание: малыш никогда никого не слушает, даже когда речь обращена непосредственно к нему.

    Если он самостоятельно делает задание, то зачастую не может правильно организовать свою работу, постоянно отвлекаясь и не доводя задание до конца.

  2. Импульсивность. На уроках ребенок, не дождавшись своей очереди, выкрикивает с места. Ему сложно соблюдать установленные правила, он постоянно вмешивается в разговор и т. д.
  3. Гиперактивность.

    Ребенку сложно усидеть на месте, он постоянно ерзает на стуле, много болтает, постоянно бегает даже там, где нельзя этого делать. Малыш не может спокойно играть или отдыхать, он все время задает множество вопросов, но не может запомнить даже один ответ. Многие поступки и действия ребенка совершенно необдуманны, он часто ломает предметы, или же бьет посуду.

    Даже во время сна он не спокоен — постоянно просыпается, ворочается, иногда кричит во сне.

Гиперактивный и активный: различия

Нередко когда родители говорят о своем ребенке, что он гиперактивный, они вкладывают в это слово положительный смысл. Но большинство людей попросту путает два различных понятия – активный и гиперактивный.

Действительно хорошо, когда ребенок любознательный, проявляет интерес к окружающему миру, тянется к новым знаниям. Но гиперактивность и синдром дефицита внимания, которые зачастую взаимосвязаны, относятся к неврологически-поведенческим расстройствам.

Они наиболее болезненно дают о себе знать после пяти лет, что, несомненно, негативно сказывается на ребенке, мешая ему развиваться наравне с остальными детьми.

Активные дети могут быть подвижными дома, на спортивной площадке с друзьями, в садике, но придя в любое для них новое место, например, в гости или на прием к врачу, они сразу же успокаиваются и начинают вести себя как настоящие тихони. С гиперактивными же детьми все по-другому независимо от обстоятельств, места и людей, которые их окружают: они всегда ведут себя одинаково и просто не могут усидеть на месте.

Активного ребенка можно увлечь обычной игрой, например, шашками или собиранием пазла, у гиперактивного же не хватает усидчивости.

В любом случае все очень индивидуально, поэтому лишь исходя из наблюдений можно давать рекомендации родителям. Гиперактивных детей сложнее испугать, у них занижен болевой порог, они ничего не боятся, совершенно не думая о своей безопасности.

Из всего вышесказанного следует, что если малыш любит подвижные игры, ему нравится узнавать что-то новое, и это любопытство не мешает ему в учебе и в социальных взаимоотношениях, то не следует называть его гиперактивным.

Ребенок просто нормально развивается для своего возраста. Если же малыш не может усидеть на месте, дослушать сказку до конца или же закончить задание, постоянно требует к себе внимания или же закатывает истерики, то это гиперактивный ребенок.

Что делать родителям? Советы психолога смогут помочь в этом нелегком вопросе.

Обучение в школе

Если до начала занятий в школе родителей не особо волнует подобная черта характера, то с началом обучения видя множество проблем, с которыми сталкивается их чадо, они начинают сильно беспокоиться. Этим детям сложно понять, как можно себя вести, а как нет.

Ребенок не знает, где находится допустимая грань, им сложно наладить взаимоотношения с другими детьми и учителем, да и просто спокойно усвоить урок. Поэтому в адаптационный период необходимы рекомендации родителям гиперактивных детей, так как этот возраст является наиболее критическим. Можно отвести ребенка к психологу.

Если у вас гиперактивный ребенок, рекомендации специалистов нужно соблюдать буквально во всем.

Важно помнить, что гиперактивность и дефицит внимания зачастую идут в комплексе с другими серьезными проблемами.

Советы родителям гиперактивного ребенка

Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога, которым необходимо следовать, читайте ниже.

Важно внимательно подойти к технике безопасности, убрать все небезопасные и острые предметы, выходя из комнаты, отключать бытовые приборы, так как и обычные дети часто что-то ломают, или же падают и ударяются, а с гиперактивными это случается вдвое или же втрое чаще.

Если что-то важное должен усвоить гиперактивный ребенок, советы психолога родителям будут полезны. Необходимо убедиться, что он слушает. Недостаточно просто окликнуть его – нужно установить контакт, убрать из поля зрения игрушки, выключить телевизор или компьютер. И только убедившись, что чадо вас действительно слушает, можно с ним начинать беседу.

Необходимо установить в семье правила, которым ребенок бы неуклонно следовал. И очень важно, чтобы они всегда выполнялись каждый день без исключения, независимо от обстоятельств. О них важно постоянно напоминать ребенку, повторять, что какие-то задания нужно выполнять всегда, а что-то делать категорически запрещено.

Очень важным нюансом является режим. Малыша нужно приучать выполнять все по времени, причем исключений нельзя делать даже в выходной день. К примеру, всегда вставать в одно время, завтракать, делать уроки, идти на прогулку. Возможно, это и слишком строго, но наиболее действенно. Именно это правило поможет в дальнейшем ребенку адаптироваться к школе и усваивать новый материал.

Эти детки очень восприимчивы к настроению, поэтому очень важно, чтобы те эмоции, которые они получали, были положительными. Необходимо хвалить их даже за малейшие достижения. Пусть чувствуют, что его родители гордятся им. Следует поддерживать чадо в нелегкие для него моменты, чаще говорит о любви к нему, обнимать.

Можно организовать систему поощрений, например, если всю неделю он вел себя хорошо, то на выходных он получает небольшой презент или же вылазку на природу, поход кино, музей. Пусть родители придумают совместные игры, которые увлекут малыша. Безусловно, времени, терпения и изобретательности понадобится немало, но результат не заставит себя ждать.

Важно в целом следить за атмосферой в семье, чтобы все конфликты проходили мимо малыша, и особенно нельзя, чтобы он в них участвовал.

Если же ребенок плохо себя вел, то можно и наказать, но несильно, а от рукоприкладства вовсе лучше отказаться.

У гиперактивного ребенка никогда не иссякает энергия, поэтому постоянно необходимо создавать ему условия, чтобы он куда-то ее девал. Малышу следует больше гулять на воздухе, ходить в спортивную секцию, играть. Но здесь также есть важный нюанс: ребенок должен быть уставшим, но не слишком переутомленным.

Запрещая что-то ребенку, крайне важно предоставить ему альтернативу, при этом спокойным тоном объяснив, почему его действия неправильны.

Нельзя вести свое чадо в места, где преобладает большие скопления людей: его психика и без того излишне чуткая и слабая, а толпа может привести к перевозбуждению нервной системы, поэтому следует избегать массовых мероприятий, супермаркетов в часы ажиотажа. А вот прогулки на свежем воздухе, вылазки на природу благотворно действуют на малыша. Играть такому ребенку лучше только с одним другом.

Неплохо будет, если родители заведут дневник наблюдений, в котором смогут отмечать все изменения и реакции на окружающий мир, происходящие с гиперактивным ребенком. После этот дневник можно показать педагогу (ему будет значительно легче составить общую картину).

Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога, перечисленные выше, помогут решить множество проблем.

Работа в школе

Изначально учитель должен знать о наличии гиперактивного ребенка у себя в классе, чтобы в дальнейшем правильно строить работу с ним, поэтому родители должны заранее предупредить педагога, а также поделиться всей имеющейся информацией.

В первую очередь ребенок должен сидеть как можно ближе к учителю – так последнему будет значительно проще проконтролировать дисциплину. Также важно, чтобы малыш имел возможность в любой момент задать все необходимые вопросы.

Все задания учитель должен записывать на доске и на определенный период времени давать лишь одно задание. Если же задание слишком велико, то его необходимо разбить на несколько частей, ограничить выполнение временем и постоянно контролировать их исполнение.

Гиперактивному ребенку трудно долго усидеть на одном месте и еще при этом запоминать изложенный материал. Поэтому необходимо обучать его последовательно, вовлечь его в урок, даже если малыш крутится, выкрикивает, ерзает на стуле. В следующий раз малыш пусть сосредоточится лишь на том, чтобы вести себя спокойно.

Ему просто необходимо двигаться, поэтому лучше уж сильно не следить за его поведением на уроках, дать ему побегать на школьной площадке или спортивном зале.

Также детки часто попадают в замкнутый круг: похвалы для них просто необходимы, но хорошо учиться стоит им невероятных усилий. Из-за того, что они невнимательны и не могут нормально сосредоточиться, они совершают множество ошибок и их работы неаккуратны. Поэтому изначально следует относиться к ним менее строго.

Во время занятия может несколько раз смениться деятельность, и если обычным детям это идет на пользу, то гиперактивному переключаться значительно сложнее. Поэтому их нужно предупреждать заранее, дать возможность подготовиться.

С такими детьми педагогу работать очень сложно, но все же если найти правильный подход, результат будет отличным. Гиперактивные дети хорошо развиты интеллектуально, о чем свидетельствует множество тестов, но им сложно справляться со своим темпераментом.

Источник: http://fb.ru/article/245095/giperaktivnyiy-rebenok-chto-delat-roditelyam-sovetyi-psihologa-i-rekomendatsii-roditelyam-giperaktivnyih-detey

Гиперактивный ребенок: укрощение строптивого

Гиперактивный ребенок: стоит ли так бояться?

В современной медицине для многих явлений уже придуманы соответствующие диагнозы. Формальное определение есть и у тех ребятишек, чья суетливость, неусидчивость, невнимательность и чрезмерная эмоцинальность никому не дают покоя.

А именно — подобных непосед называют детьми с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивностью). А в простой речи — гиперактивными детьми.

Каков он — гиперактивный ребенок? И как именно влияет гиперактивность на его жизнь и здоровье?

По статистике около 7% детей во всем мире «страдают» от дефицита внимания и гиперактивности. Хотя, кто при этом страдает сильнее — сами дети или их родители — еще большой вопрос…

Взрослые доказали: СДВГ у детей — это диагноз

Долгое время синдром дефицита внимания и гиперактивность (сокращенно СДВиГ, но чаще всего — СДВГ) не считались медицинскими диагнозами, а рассматривались исключительно как поведенческая особенность некоторых детей, корректировать которую можно исключительно педагогическими методами.

С середины 1970-х годов подход к СДВГ изменился — многочисленные исследования показали, что в природе возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребятишек лежат генетические и физиологические причины — а значит, и сам синдром имеет прямое отношение не только к педагогике и психологии, но и к медицине в целом.

Среди основных причин возникновения СДВГ у детей особенно выделяют следующие обстоятельства:

  • Нехватка в организме ребенка определенных гормонов;
  • Перенесенные травмы и инфекционные заболевания;
  • Хронические заболевания матери во время беременности;
  • Любые заболевания у младенца, сопровождающиеся высокой температурой и нарушением работы мозга и/или нервной системы.

В среднем около 3-7% всех детей во всем мире живут с синдромом дефицита внимания и диагнозом гиперактивность. Причем мальчиков среди них в 2-4 раза больше, чем девочек.

Несмотря на то, что в наше время существуют уже не только психолого-педагогические методы воздействия на СДВГ, но и медико-фармакологические, до сих пор детская гиперактивность считается неизлечимым синдромом, поддающимся лишь некоторой коррекции в старшем возрасте.

Среди взрослых существует немало людей, вполне соответствующих описанию больных СДВГ, однако в силу относительной «юности» этого недуга, редко кого из этих взрослых называют гиперактивными. Чаще всего их причисляют к «породе» резких, взбалмошных, эксцентричных, импульсивных людей «со странностями»…

Симптомы гиперактивности и дефицита внимания у детей

Поскольку детская гиперактивность и синдром дефицита внимания (СДВГ) является официально признанным заболеванием, стало быть для его определения существуют и некие конкретные симптомы. Среди них:

  • Ребенок не может усидеть на месте и нескольких минут, проявляя постоянную бесцельную двигательную активность;
  • Время от времени ребенок ведет себя неадекватно (например: может встать во время урока и начать расхаживать по классу, может неожиданно закричать или громко засмеяться и т.п.);
  • Ребенок постоянно задает сотни вопросов, но почти никогда не дожидается ответов и никогда не запоминает их;
  • Ребенок почти не способен сосредоточиться на каком-либо деле или занятии;
  • Однако если малыш чем-то увлекся и чем-то занят — его крайне трудно отвлечь от этого занятия;
  • Ребенок очень импульсивен (то есть все свои действия совершает не раздумывая);
  • Ребенок плохо воспринимает обращенную у нему речь;
  • В повседневных делах малыш проявляет крайнюю забывчивость и рассеянность;
  • Ребенок «любит» ломать предметы (и при этом часто делает вид, что не он это сделал);
  • Малыш очень беспокойно ведет себя во время сна — ворочается, сбрасывает одеяло, постоянно меняет позы;
  • Ребенок не слушает собеседника, но сам при этом болтает без умолку;
  • Ребенок не способен ждать (своей очереди в игре, или ответа на свой вопрос, или начала какого-то действия и т.п.).

По большому счету, наиболее важные и главные симптомы СДВГ — их всего три — как раз «зашиты» в само название диагноза:

  • 1 Дефицит внимания (ребенок не способен сосредоточиться на выполнении даже простых задач);
  • 2 Гиперактивность (малыш не просто непоседа, а буквально «шило в одном месте»);
  • 3 Импульсивность (ребенок почти всегда поступает необдуманно и никогда не способен объяснить, почему он совершил тот или иной поступок).

Чаще всего симптомы гиперактивности проявляются у детей в возрасте уже 2-3 лет. И считается, что если до 3-3,5 лет ребенок не проявил никаких признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности, то уже и не проявит в будущем.

Однако наиболее ярко и очевидно симптомы СДВГ проявляются в дошкольном и школьном возрасте ребенка. Поэтому в большинстве стран синдром дефицита внимания и гиперактивность как официальный медицинский диагноз не ставится детям младше 6 лет.

Сдвг или просто дерзкий норов? как отличить непоседливость и взрывной характер от реальной болезни

Даже если ребенок обладает несносным, неусидчивым и взрывным характером (он эмоциональный, неуправляемый, непослушный, драчливый и т.

п), но это не мешает ему развиваться в рамках нормы и становиться полноценным членом общества (то есть он способен общаться со сверстниками, вступать в дружеские отношения и т.п.

), то эта гиперактивность не имеет никакого отношения к медицинскому диагнозу СДВГ.

По-житейски строптивых и неусидчивых детей вокруг немало, но только лишь единицы из них реально являются гиперактивными детьми с медицинской точки зрения.

Даже если ваш ребенок из категории, про которых говорят «у него шило в одном месте» — это еще не повод приписывать ему диагноз «гиперактивность». Если он общительный и контактный, если даже худо-бедно, но общается с другими ребятами — он однозначно далек от медицинского недуга СДВГ. Он просто шумный, шустрый и «сложный» ребенок — но не более того.

В тех же случаях, когда гиперактивность действительно является болезнью ребенка, то без постоянной помощи со стороны родителей и специалистов (психологов, неврологов и т.п.

), малыш попросту не может быть членом коллектива — он неадекватно реагирует на попытки общения с ним, он не понимает просьб и требований, он зачастую не просто конфликтен, но и агрессивен по отношению к сверстникам, он не способен учиться и т.д.

Однако даже при супер-подробном наблюдении за гиперактивным ребенком, не специалист вряд ли сможет точно определить — этот малыш просто с «крутым» характером, или он действительно болен СДВГ.

Более-менее однозначный «вердикт» о наличии гиперактивности в праве выносить только детские психиатры или детские психологи. И только детям старше 6 лет.

Самый простой способ отличить гиперактивность как диагноз и заболевание от «гиперактивности натуры» — проанализировать, как себя ведет ребенок в разных ситуациях.

Крайне часто дети ведут себя дома так, словно «гиперактивность — их второе имя»: слишком активны и эмоциональны, непослушны и истеричны. И даже демонстрируют все признаки СДВГ.

Но по оценкам, например, воспитателей детского сада или няни — ребенок просто золотой.

Такая разница поведения — это своего рода сигнал для вас: возможно, вам следует немного скорректировать свое собственное поведение в отношении этого ребенка. Дело в том, что гиперактивность — если речь идет именно о заболевании — не может проявляться где-то в одном месте и в одно время, и при этом не проявляться в других.

Если гиперактивность ребенка является не просто отражением его личности и характера, а именно признаком болезни — он будет в любых условиях вести себя одинаково: в любом месте, в любой компании, при любых обстоятельствах малыш будет демонстрировать симптомы СДВГ. 

Но если поведение ребенка кардинально разнится в зависимости от тех или иных обстоятельств — ни о каком диагнозе речи быть не может. Он просто — взбалмошный непоседа, который точно знает, кому именно из взрослых он может «сесть на голову».

Современные способы лечения гиперактивности и синдрома дефицита внимания у детей

К настоящему моменту медицина «перепробовала» и активно практикует довольно широкий спектр методов лечения СДВГ у детей. Пожалуй, самый радикальный и спорный из них — медикаментозный, с применением психостимуляторов (такой метод лечения наиболее распространен в США) или ноотропных препаратов и антидепрессантов (этот способ практикуется в странах СНГ).

Однако, в последнее время стали появляться научные исследования (которые основаны на наблюдении за больными СДВГ на протяжении 10-20 лет), которые утверждают о безрезультативности и неэффективности методов фармокоррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Таким образом, главная роль в наше время отводится нефармакологическим подходам к лечению гиперактивности у детей. К таким подходам относятся:

  • Бихевиоральная (то есть поведенческая) психотерапия;
  • Нейропсихологическая коррекция (при помощи различных упражнений);
  • Нутрициальный метод лечения (в рамках которого в организме ребенка восполняется дефицит тех или иных макронутриентов);
  • Семейная терапия (которая дает родителям конкретные рекомендации о том, как им следует наладить быт и общение с ребенком, чтобы, несмотря на недуг, он смог полноценно развиваться и адаптироваться в социуме).

Некоторые рекомендации в рамках семейной терапии: правила воспитания гиперактивного ребенка

  • 1 В доме, где живет гиперактивный ребенок, порядок и безопасность должны поддерживаться почти фанатически. И обычные-то детки время от времени что-то ломают в доме, обо что-то постоянно ударяются, умудряются проглотить всевозможные несъедобные вещи, хватаются за опасные и острые предметы и т.п. А дети с СДВГ делают все то же самое, но втрое чаще. Поэтому элементарные правила безопасности должны соблюдаться неукоснительно — не оставляйте в одной комнате включенный утюг и гиперактивного ребенка, убирайте ножи и вилки со столов после обеда, закрывайте окна и балкон, если оставляете малыша в комнате одного на время и т.п.

Один гиперактивный ребенок создает вокруг себя столько же суеты и шума, сколько десяток более-менее обычных ребят… Поэтому вопрос безопасности стоит перед родителями детей с СДВГ наиболее остро.

  • 2 При любом обращении к гиперактивному ребенку прежде всего установите с ним контакт. Мало малыша просто окликнуть и поставить перед ним какую-либо задачу, важно удостовериться, что ребенок вас слышит и понимает. Позовите его по имени, дотроньтесь, поверните к себе лицом и посмотрите ему в глаза (но всегда — без агрессии и недовольства!). Уберите из поля его внимания лишние отвлекающие объекты — игрушки, телевизор, других собеседников и т.д. И только после того, как вы убедитесь, что ребенок (пусть на короткое время) переключил свое внимание на вас — говорите ему то, что собирались.
  • 3 Любые правила поведения должны быть постоянными и не иметь исключений. Например, если в доме заведено убирать за собой посуду в раковину после еды — это нужно делать всегда, независимо от того, торопитесь ли вы или ребенок отказался доедать. Так или иначе — если вы просите его выполнять какие-то простые регулярные задачи, вы должны строго контролировать, чтобы они выполнялись не от случая к случаю, а постоянно. Любые, даже самые пустяковые, правила, установленные в вашей семье, должны выполняться ребенком всегда: и сегодня, и завтра и через год. Осознать эту необходимость гиперактивный ребенок, увы, не может, но своим контролем вы просто можете добиться от него своего рода привычки выполнения этих правил.

Особенно неукоснительно и строго следите за соблюдением запретов: если малышу говорят, что нельзя трогать электрические розетки, он должен понимать — что и сейчас нельзя, и через день нельзя, и вообще всегда — нельзя. 

Ребенок с СДВГ излишне импульсивен, чтобы внять вашим правилам с первого раза, вы должны день изо дня мягко, но настойчиво вырабатывать в нем привычку следовать определенным правилам. И не потому, что это облегчит жизнь вам, а потому, что это упорядочит его собственное существование.

  • 4 Семья с гиперактивным ребенком должна жить по режиму. Причем исполняться этот режим должен всеми и независимо от того — будни это, выходные или время летних каникул. Если вы приучаете ребенка вставать в школу по утрам строго не позднее 7 часов — делайте это каждый день! Обеды, прогулки, занятия, игры и т.п. — максимально вписывайте жизнь ребенка в график. Возможно, это правило вам покажется чрезмерно строгим, но в будущем именно привычка жить по режиму очень эффективно помогает гиперактивным детям нормально учиться и адаптироваться в обществе.
  • 5 Каждый раз, когда ваш гиперактивный «сложный» ребенок делает что-то правильно — щедро хвалите его. Дайте ему понять, что вы всегда рады и горды его даже самым пустяковым успехам и т.д. Гиперактивные дети очень чувствительны к эмоциям, направленным в их адрес — ваша задача состоит в том, чтобы поток этих эмоций был в основном положительный. Любой результат, достигнутый вашим ребенком, должен получить с вашей стороны максимальную поддержку и одобрение.
  • 6 Гиперактивный ребенок — это практически «вечный двигатель» в действии: не сидит ни минутки, демонстрируя постоянный переизбыток энергии. Утихомирить этот ураган невозможно, единственное, что вам по плечу — создать ребенку такие условия, при которых он мог бы активно тратить свою энергию: побольше гуляйте с ним перед сном, занимайтесь с ребенком энергичными играми и спортом и т.п.

Гиперактивный ребенок — это, конечно же, не приговор.

И при достаточном терпении, участии и некоторых особенностях воспитания такие детки вполне успешно могут адаптироваться в обществе, получить прекрасное образование и преуспеть в жизни.

И насколько блестяще и безупречно у них получится реализовать себя в будущем — зависит, в первую очередь, от того, как поведете себя вы, родители, в тот период, пока ваши гиперактивные детки еще только стартуют во взрослую жизнь…

Источник: http://www.woman.ru/kids/healthy/article/149876/

Советы психолога, что делать родителям, если ребенок гиперактивный?

Гиперактивный ребенок: стоит ли так бояться?

Многих родителей интересует вопрос: чем отличается синдром гиперактивности от обычного развития ребенка. Все дети в раннем возрасте отличаются непостоянством, непоседливостью и повышенной активностью. Так, когда же следует бить тревогу?

Что такое синдром гиперактивности?

Зачастую шумных, непоседливых, невнимательных, непослушных детей, свойственных определенному типу личности, не оправдано относят к категории гиперактивных. Но такой диагноз может поставить только специалист с последующим обязательным медикаментозным лечением и психологической коррекцией.

Как правило, первые симптомы гиперактивности, которые в большинстве случаев сочетается с дефицитом внимания, появляются в возрасте двух-трех лет. Но наибольшее количество обращений за помощью к специалистам происходит в 6—8 лет. Это связано с активной подготовкой детей к школе, где и проявляется весь симптомокомплекс гиперактивности и дефицита внимания.

Так что же это такое? Синдром дефицита внимания и гиперактивность, сокращенно СДВГ, представляет собой нарушение функций центральной нервной системы, проявляющееся в расстройстве концентрации внимания и повышенной двигательной активностью.

На сегодняшний день выделяют:

  1. Гиперактивность без нарушения внимания;

  2. Нарушение внимания без гиперактивности;

  3. Гиперактивность с нарушением внимания.

Наиболее часто встречается последний вариант, когда у ребенка наблюдается сочетание двух предыдущих.

Как понять, что ребенок гиперактивный?

Для того чтобы разобраться является ли ребенок гиперактивным необходимо знать основные симптомы этого синдрома, которые проявляют не менее 6 месяцев подряд.

  1. Первые проявления СДВГ можно наблюдаются у новорожденного. Такие дети очень чувствительны к внешним раздражителям. Они пугаются яркого света, громких звуков, плохо спят, капризничают без явной причины.

  2. На первом году жизни движения малыша долго имеют хаотичный, неосмысленный характер. Ребенок кажется неуклюжим. Развитие речи опаздывает по сравнению со сверстниками.

  3. Затяжной кризис трех лет, адаптация ребенка в детском саду, что увеличивает физические и психологические нагрузки на организм ребенка, приводит к усилению проявления симптомокомплекса гиперактивности.

    Такие дети не могут выполнять точные просьбы воспитателя, удерживать внимание на одном предмете, долго сидеть на месте.

    задача родителей и воспитателей в этот период вовремя заметить, распознать и помочь малышу справится с этим расстройством.

  4. Значительное ухудшение в поведении, невнимательности проявляется у ребенка при посещении подготовительных занятий перед школой. В этот период происходит наибольшее количество обращений к психологам за помощью и для коррекции. Дети в этот период быстро переутомляются.

    Их эмоциональное развитие запаздывает и проявляется в негативизме, упрямстве, вспыльчивости. Они сложно и долго выстраивают взаимоотношения с другими детьми. Часто конфликтуют. Самооценка занижена. Успеваемость низкая даже при высоких показателях интеллекта. Они часто допускают нелепые ошибки из-за невнимательности.

    Постоянно отвлекаются на посторонние раздражители. Не могут усидеть на месте, ходят по классу. Не реагируют на замечания взрослого.

  5. После 7—8 лет синдром приобретает ярко выраженные симптомы. Успеваемость низкая. Невнимательность, неусидчивость, неспособность выслушать или прочитать до конца задание, не доведение начатых дел до завершения, забывчивость, отстраненность, сменяющаяся импульсивностью.

Почему возникает эта проблема?

Гиперактивность у ребенка проявляется в следствии незрелость коры головного мозга, что приводит к неспособности ребенка адекватно распознавать внешние сигналы. От этого ребенок становится беспокойным, невнимательным, раздражительным, суетливым. Причин возникновения СДВГ достаточно много, основные из них:

  • Наследственный фактор;
  • Осложнения во время беременности и родов, родовые травмы;
  • Ушибы, травмы головы, тяжелые заболевания в раннем детстве;
  • Социальный фактор.

Учеными доказано, что это расстройство может передаваться по наследству. Шансы расстройства внимания и гиперактивности возрастают в несколько раз, если в семье у кого-то из близких родственников в детстве наблюдалось это заболевание.

Неправильный образ жизни, несоблюдение диеты, злоупотребление алкоголем, курение, принятие сильных лекарственных средств, женщины, особенно на ранних сроках, во время беременности, когда идет основное формирование головного мозга ребенка.

Осложненные роды, асфиксия у новорожденного, перинатальная энцефалопатия, кесарево сечение и родовые травмы в 60% от всех случаев вызывают в дальнейшем развитие дефицита внимания и гиперактивность у ребенка. Не меньшую роль играют травмы и ушибы головы, тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные в раннем детстве.

А неблагополучная обстановка в семье негативно сказывается на развитии ребенка в целом и усугубляет ситуацию еще больше.

Способы и методы коррекции гиперактивности

Эффективным методом коррекции гиперактивности, в зависимости от выраженности симптомов, является самостоятельные занятия с ребенком либо профессиональная помощь психолога.

Она направлена на выработку усидчивости, постепенно усложняя и продлевая время выполнения различных задач, развитие произвольного внимания посредством различных методик и тестов.

Коррекция и развитие эмоций малыша.

Если диагноз СДВГ ставит невролог или психиатр, то ребенку назначается медикаментозное лечение, на основании длительного и тщательного обследования. Если у истоков этого расстройства стоят проблемы в работе головного мозга и его коры, то правильно подобранное лечение специалистами и выполнение всех рекомендаций могут полностью избавить ребенка от этого недуга.

Советы родителям

Развитие ребенка напрямую зависит от родителей. И если от независящих причин у ребенка обнаружено расстройство внимания и поведения, то правильные и своевременные действия могут значительно помочь ребенку.

Организованный распорядок дня, дисциплина, распределение нагрузки на день, полноценный отдых, повышение самооценки, здоровое питание значительно улучшат работоспособность ребенка. Детям, страдающим СДВГ, необходимо уменьшение нагрузки на нервную систему посредством исключения длительного просмотра телевизора и компьютерных игр, ограждение от нервных потрясений.

Если не получается самостоятельно справиться с этим расстройством не следует бояться обращаться за помощью к специалистам, четкое и правильно выполнение их инструкций обеспечат быстрое выздоровление.

Источник: https://9psy.ru/sovety-psihologa-chto-delat-roditelyam-esli-rebenok-giperaktivnyy

Гиперактивный ребенок: стоит ли бояться?Мы любим Molfix

Гиперактивный ребенок: стоит ли так бояться?

Что делать, если ребенок постоянно находится в движении и абсолютно не реагирует на запреты и ограничения? Как справиться с гиперактивным малышом? Сможет ли он усидеть на занятиях в детском саду? И главное – в чем причина такого поведения, и надо ли родителям обращаться за помощью к специалистам? Рассказывает Евгения Андреева, семейный психолог, аккредитованный гештальт-терапевт Общества практикующих психологов «Гештальт-подход».

Почему возникает гиперактивность

Какой-то одной, строго определенной причины появления гиперактивности у ребенка не существует.

Эта особенность может быть следствием инфекционного заболевания, перенесенного мамой во время беременности или малышом уже после рождения, она иногда возникает у недоношенных детей или у тех, кто очень быстро появился на свет после начала схваток.

Все это может привести к тому, что некоторые отделы мозга ребенка развиваются недостаточно. Психоневрологи ставят таким детям диагноз «минимальная мозговая дисфункция».

Обращаю внимание всех мам и пап: диагноз должны ставить не родители, а именно врач. Сейчас термин «гиперактивность» стал очень расхожим, зачастую его употребляют по отношению к детям, которые являются очень эмоциональными, подвижными и живыми (этого не отнять), но никак не гиперактивными.

Признаки гиперактивности

Основными проявлениями гиперактивности являются неспособность ребенка долгое время концентрировать внимание на чем-то определенном, импульсивность, беспокойство, повышенная двигательная активность.

Малыш часто вскидывает ручками, выгибается, постоянно капризничает, плохо сосредотачивается даже на очень приятных занятиях, все время бегает и куда-то лезет.

Заметить часть этих признаков можно буквально с рождения, но особенно явными они становятся, когда ребенок начинает ходить.

Стоит ли бояться?

Несмотря на то, что родителям порой бывает нелегко справиться с таким непоседой в квадрате, детскую гиперактивность едва ли можно назвать опасной. Конечно, с малышом будет сложно общаться, а его обучение  и вовсе потребует от мамы и папы буддистского спокойствия, но, в целом, паниковать точно не стоит. Гиперактивность успешно лечится, а иногда дети и вовсе ее «перерастают».

Если вы обнаружили симптомы гиперактивности у своего малыша, то лучше сразу показать его психоневрологу.

Врач осмотрит ребенка, назначит медикаментозное лечение и, при необходимости, может направить к другому специалисту – нейропсихологу, чтобы тот разработал для малыша курс специальных упражнений. Это своеобразная гимнастика и только.

Занятия устроены так, чтобы дети делали определенные движения, направленные на развитие нужных участков мозга. Первые несколько курсов проходят под присмотром специалиста, после чего вы можете заниматься с ребенком дома.

Самое главное – это внимание близких

Хотя порой кажется, что гиперактивные дети ведут себя эгоистично и не хотят идти на эмоциональный контакт, на самом деле они очень сильно нуждаются в родительской любви и заботе. Важно понимать, что ребенок не слушает вас не потому, что не хочет. Он попросту не может себя регулировать.

Не стоит в данной ситуации злиться или наказывать малыша – этим вы ничего не добьетесь. Здесь лучше, наоборот, пойти ему навстречу. Например, если вы знакомите ребенка с новыми словами и видите, что ему тяжело все запомнить, лучшим вариантом будет не торопиться и снизить нагрузку.

Пусть занятие окажется короче, зато у малыша оно будет ассоциироваться с положительными эмоциями.

Когда вы хотите о чем-то попросить малыша, удостоверьтесь, что он вас слышит. Лучше не кричать из другой комнаты, а подойти и поговорить с ним лицом к лицу.

При этом важно доносить свою мысль коротко и ясно, например: «Положи ложечку на стол». Не надо давать длинных инструкций с перечнем действий – скорее всего, малыш не сможет удержать их в голове.

Положит ложечку, вернется, тогда и придет время обращаться с новой просьбой.

Хороший пример заразителен

Многие родители боятся отдавать гиперактивных детей в детский сад, полагая, что десяток-другой шумных сверстников – это не лучшая компания для чувствительного малыша. Однако причин для страха нет.

Ребенку все равно надо социализироваться, учиться контактировать с другими, получать навыки общения.

Кроме того, оказавшись в окружении более спокойных детей, он может неосознанно им подражать, сдерживая тем самым свою неиссякаемую энергию.

Важно, чтобы гиперактивных детей в группе было не много, иначе ребята будут возбуждающе действовать друг на друга. И, конечно, очень желательно, чтобы педагог в саду был знаком с особенностями, свойственными таким детям, умел и хотел учитывать их при своей работе.

Источник: http://ru.molfix.com/2015/11/20/giperaktivnyj-rebenok-stoit-li-boyatsya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.